Нильсен К. А.

(Nielsen) Карл Август (9 VI 1865, Норре-Люндельсе, близ Оденсе, остров Фюн — 3 X 1931, Копенгаген) — дат. композитор, дирижёр, муз. писатель и педагог. В 1879-84 играл в качестве ученика в полковом оркестре в Оденсе, в 1884-86 учился в консерватории в Копенгагене у В. Тофте (класс скрипки), О. Розенхофа (теория) и Н. В. Гаде (композиция). Композицию изучал и самостоятельно. В 1890-91 совершенствовался как композитор в Германии, Франции и Италии. Работал в Копенгагене. В 1889- 1905 скрипач Корол. капеллы, в 1908-14 гл. капельмейстер Корол. т-ра, в 1915-27 дирижёр концертов Муз. об-ва. С 1916 преподавал в консерватории (с 1931 директор).

Гастролировал как дирижёр в сканд. странах и Германии. Как композитор дебютировал в 1888. В процессе творч. эволюции от подражания композиторам венской классич. школы, влияний И. Брамса, Э. Грига и дат. романтиков (И. П. Э. Хартман, К. Хорнеман, Ю. Свенсен) пришёл к использованию традиций классич. полифонии Палестрины ("Гимн любви"); ощутимо также влияние франц. импрессионистов (элементы политональности, богатство красок). Музыка Н. зрелого периода отличается мужественным, суровым характером, самобытным гармонич. языком. Н. — автор гл. обр. программных симф. произв. (3 симфонии и др.), в к-рых опирался на нац. фольклор (без прямого цитирования), ред. сб-ков дат. нар. музыки: "Dansk sangbog" (Kbh., с 1915), "Sangbogen Denmark" (1922-24) и др. (в т. ч. совм. с Лаубом). Его творчество оказало воздействие на развитие совр. дат. музыки. В Копенгагене проводятся фестивали музыки Н.

Сочинения: оперы — Саул и Давид (1902, Копенгаген), Маскарад (Maskarade, 1906, там же, на сюжет пьесы Л. Хольберга); для солистов, хора и орк. — 10 кантат (в т. ч. Гимн любви — Hymnus amoris, 1896); для орк. — 6 симфоний (1891-1925; наиболее известна 5-я, 1922), увертюры — Гелиос (1903), Сказочный сон (Saga-drшm, 1907), Пан и Сиринкс (1918), увертюра-рапсодия Фантастическое путешествие на Фарерские острова (En fantasirejse til Foerшerne, 1927), симф. рапсодия (1889), симф. сюита (1894), соч. для струн, орк.; концерты с орк. — для скр. (1911), флейты (1927), кларнета (1928); камерно-инстр. ансамбли — 4 струн. квартета (1887-1906), квинтеты — для струн. (1888), дух. (1922) и др., 2 сонаты для скр. и фп.; произв. для фп., для скр. с фп. для органа; хоры; песни (ок. 250), псалмы, мотеты; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Levende Musik, Kbh., 1925, М957; Min fynske Barndom, Kbh., 1927, 1954; Carl Nielsens brev, Kbh., 1954.

Литература: Seligmann H., С Nielsen, Kbh., 1931; Meyer T., Schandorf-Petersen P., Carl Nielsen. Kunstneren og mennesket, bd. 1-2, Kbh., 1947-48; Dolleris L., Nielsen, en musikografi, Odense, 1949; Simpson R., C. Nielsen — symphonist. 1865-1931, L., 1952; Nielsen K. Y., C. Nielsen, Kbh., 1956.

В. В. Ошис.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me