Недбал О.

(Nedbal) Оскар (26 III 1874, Табор, Чехия — 24 XII 1930, Загреб) — чеш. дирижёр, композитор, альтист. Учился в Пражской консерватории (1885-92) у Ф. Блахи (труба и ударные), у А. Бенневица (скрипка) и А. Дворжака (композиция). В 1891-1906 альтист "Чешского квартета" (как его участник исполнял русскую квартетную музыку от сочинений А. П. Бородина до Р. М. Глиэра). В 1896-1906 дирижировал оркестром Чешской филармонии, с к-рым гастролировал в Вене (1901) и Лондоне (1902). Как дирижёр отличался темпераментом, тонким чувством формы. Обширный репертуар Н. включал произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, П. И. Чайковского, Б. Сметаны, А. Дворжака и др. Гастролировал во мн. странах Европы; в СССР — в 1929 (дал 10 концертов в Баку). Больше др. чеш. дирижёров исполнял произведения рус. композиторов (Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Вас. С. Калинникова, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова и др.). В 1906-19 был дирижёром симф. и оперного оркестров в Вене. Под влиянием т. н. венской оперетты Н. создал ряд оперетт, в т. ч. популярную "Польская кровь". В его лучших произв. ощутимы венские, а также чеш. традиции, мн. соч. окрашены нар. юмором. В 1918 дирижировал оркестром Шака (частный антрепренёр). С 1919 гастролировал в Чехословакии, Австрии, Югославии. С 1923 работал в Братиславе. Н. — один из организаторов муз. жизни Словакии; был директором, гл. дирижёром оперной труппы, позднее и антрепренёром Словацкого нац. т-ра; дирижировал также концертами об-ва "Союз просвещения", преподавал в Муз.-драм. академии, читал лекции в ун-те им. Я. А. Коменского, руководил муз. передачами на радио. Н. пропагандировал музыку Б. Сметаны и А. Дворжака, а также оперы словацких композиторов, в т.ч. Я. Л. Беллы ("Кузнец Виланд", 1926) и В. Фигуша-Бистри ("Детван", 1928). В 1924 совершил турне с братиславским оперным т-ром по Испании. Как композитор сформировался под воздействием А. Дворжака (ранние орк. и камерно-инстр. соч., отличающиеся мелодич. богатством и красочностью инструментовки). В историю чеш. муз. театра вошёл гл. обр. как автор оперетт и муз. пантомим.

Сочинения: оперетты — Целомудренная Варвара (Cudnб Barbora, 1910, Прага), Польская кровь (Polenblut 1913, Вена), Сбор винограда (Vinobranн, 1916, Вена), Прекрасная Саския (Die schцne Saskia, 1917, Вена); комич. опера — Крестьянин Якуб (Sedlбk Jakub, 1922, Брно); пантомимы — Сказка о Гонзе (Pohбdka о Honzovi, 1902, Прага), Из сказки в сказку (Z pohбdky do pohбdky, 1908, Прага), Принцесса Гиацинта (Princezna Hyacinta, 1911, Прага); для орк. — Scherzo caprice (самое известное произв.; исп. 1892).

Литература: Novбk L., О. Nedbal v mэch vzpominkбch, Praha, 1939; Kvet J. M., Oskar Nedbal, Praha, 1947; Suic M., Oskar Nedbal, Praha, 1958; Oskar Nedbal, Praha, 1964.

Й. Бек.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me