Национальный театр

(Narodni divadlo) — крупнейший т-р ЧССР. Открыт в 1883 в Праге. Создан на средства, собранные среди населения страны, и является монументальным памятником борьбы чеш. народа против нац. угнетения, за право иметь отечеств. центр муз.-театр. культуры. Здание т-ра построено в стиле неоренессанса (арх. Й. Зитек, художники — М. Алеш, В. Брожик, В. Гинайс, Ф. Женишек, Ю. Маржак, А. Либшер, Й. Тилка, скульпторы — А. Вагнер, Й. В. Мысльбек, Б. Шнирх); над сценой надпись: "Народ — себе". Н. т. был открыт 11 июня 1881 постановкой нац.-патриотич. оперы Б. Сметаны "Либуше", однако через 2 мес. (после 10 представлений) пожар уничтожил его интерьер. На собранные вторично народом средства здание было восстановлено учеником Й. Зитека — Й. Шульцем. 18 нояб. 1883 на обновлённой сцене вновь прозвучала "Либуше".

Н. т. объединяет 3 самостоят. труппы — оперную, балетную и драматическую; с момента основания т-ра ведущая роль принадлежит опере. С Н. т. тесно связано развитие чеш. оперы, здесь были пост.: "Димитрий" (1883), "Якобинец" (1889) и "Чёрт и Кача" (1899) Дворжака, "Мессинская невеста" (1884) и "Шарка" (1897) Фибиха, "Ева" Фёрстера (1899) и др. Т-р ставил также оперы рус. композиторов, в их числе — "Русалка" (1889), "Пиковая дама" (1892), "Майская ночь" (1896), "Князь Игорь" (1899). В 1888 П. И. Чайковский дирижировал на премьерах спектаклей "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" (2-й акт); нек-рые из произв. композитора были впервые исполнены за рубежом на сцене Н. т. Среди лучших пост. итал. онер — "Аида" (1884), "Отелло" (1888); "Сельская честь" Масканьи (1891), "Богема" (1898). В Н. т. работали: дирижёры — A. Чех, М. Ангер, режиссёр Ф. Колар; выступали известные певцы — Й. Лев, М. Ситтова, А. Вавра, Б. Лаутерерова-Фёрстерова, Б. Бенони, Р. Матурова, B. Геш, Б. Птак и др.

Важный период в истории Н. т. связан с деятельностью композитора и дирижёра К. Коваржовица (худ. рук. оперы в 1900-20). Вместе с ним работали дирижёры — Ф. Пицка, Ф. Йялек, Б. Брзобогаты и др., режиссёр Р. Полак. Значительно расширился репертуар т-ра, были пост. новые чеш. оперы — "Падение Арконы" Фибиха (1900), "Русалка" (1901) и "Армида" (1904) Дворжака, "Джессика" Фёрстера (1905), "Её падчерица" Яначека (1916) и др.; на сцене т-ра шли также: "Тоска" (1903), "Снегурочка" (1905), "Борис Годунов" (1910); "Электра" (1910) и "Кавалер роз" (1911) Р. Штрауса, оперы Р. Вагнера, в т. ч. "Тристан и Изольда" (1913), "Парсифаль" (1914). В 1918 Н. т. впервые пост. все оперы Сметаны. В труппе т-ра были видные певцы — К. Буриан, Э. Дестинова, Э. Поллерт, Г. Хорватова, В. Зитек и др. В 1918 Чехословакия стала самостоятельным независимым гос-вом, что оказало существ. влияние и на муз.-театр. жизнь страны. В 1921-35 во главе оперной труппы Н. т. был композитор и дирижёр О. Острчил; годы его деятельности ознаменовались особым подъёмом — высокой исполнит. культурой спектаклей, разнообразным репертуаром. Совм. с режиссёром Ф. Пуйманом и художником Ф. Киселой Острчил осуществил пост. всех опер Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Й. Б. Фёрстера, В. Новака, цикла опер В. А. Моцарта. На сцене т-ра шли также произв. совр. чеш. композиторов, в т. ч. "Братья Карамазовы" Еремиаша (1928), "Яношик" К. Хабы (1934). В 1942-44 т-р возглавлял В. Талих (в 1935-44 был гл. дирижёром). В годы немецко-фашистской оккупации (1939-45) коллектив т-ра стремился сохранить в репертуаре соч. чеш. композиторов. В 1944 Н. т. был закрыт. После освобождения Чехословакии (1945) и установления нар.-демократич. строя в стране (1948) начался новый этап в жизни т-ра. Первый сезон открылся оперой "Проданная невеста" Сметаны.

В 1948-49 к Н. т. была присоединена труппа "Большой оперы 5 мая" (играла в Т-ре им. Б. Сметаны). В послевоенный период в Н. т. работали дирижёры — О. Еремиаш, 3. Халабала, В. Кашлик, Я. Кромбгольц; режиссёры — Л. Мандаус, К. Ернек, Г. Тейн; художники — И. Свобода, О. Шимачек. В репертуаре Н. т. появились советские оперы — "Обручение в монастыре" и "Война и мир" (1948), "Молодая гвардия" (1952); "Муса Джалиль" Жиганова (1960), "Укрощение строптивой" Шебалина (1962). В 1963 в содружестве с т-рами Брно, Остравы и Пльзеня Н. т. провёл фестиваль всех сценических (оперных и балетных) произв. С. С. Прокофьева. Т-р регулярно ставит оперы совр. чеш. и слов. композиторов — "Палечек" Боржковца (1958), "Сусанна Войиржова" Пауэра (1958), "Мирандолина" Мартину (1959), "Святоплук" Сухоня (1960), "Воскресение" Циккера (1962), "Ромео, Юлия и тьма" Фишера (1962), "Переполох в Эфесе" Крейчи (1962), "Жюльетта" (1963) и "Греческие страсти" (1966) Мартину, "Факел Прометея" Гануша (1965) и др. В 1970-73 т-р осуществил пост. опер "Мнимый больной" Пауэра, "Валькирия" Вагнера, "Крутнява" Сухоня, "Война и мир" (Гос. пр. ЧССР, 1971); "Десять дней, которые потрясли мир" Карминского. В труппе т-ра (1975): певцы — Г. Бенячкова, К. Берман, Б. Бла-хут, Э. Гакен, Л. Доманинская, И. Жидек, Й. Заградничек, Н. Книплова, Л. Марова, М. Махоткова, А. Микова, И. Миксова, Р. Тучек и др.; художественный рук. оперы Н. т.-Л. Шип, главный дирижёр Я. Кромб-гольц, главный режиссёр В. Кашлик, главный художник Й. Свобода.

С 1954 Н. т. работает в 3 зданиях, получивших самостоят. названия,- собственно Н. т. (зрит. зал на 1200 мест; здесь идут оперные, балетные и драм. спектакли), Т-р им. Б. Сметаны (зрит. зал на 1450 мест; оперные и балетные), Т-р им. И. К. Тыла (быв. Сословный т-р, где впервые прозвучал "Дон-Жуан" Моцарта, 1787), на сцене к-рого выступает драм. труппа и ставятся камерные оперы и балеты. Н. т. неоднократно выезжал на гастроли в др. страны, в 1955 и 1975 — в СССР (оперная труппа).

Балетная труппа Н. т. первоначально была немногочисленной, и артисты балета выступали в основном в танц. сценах оперных спектаклей. В 1888 были пост. "Сильвия" Делиба и "Лебединое озеро". В нач. 20 в. ставятся балеты на чеш. сюжеты: "Сказка о Гонзе" (1902) и "Из сказки в сказку" (1908) О. Недбала, "Олим" Каана (1904) и др. Среди балетов 20-30-х гг. — "Иштар" (1924) и "Шпаличек" (1933) Мартину, "Петрушка" Стравинского (1925), "Фагот и флейта" Буриана (1929) и др. Новый период в истории балетной труппы (после 1945) ознаменовался обновлением репертуара, ростом проф. мастерства солистов, высоким художеств. уровнем постановок. Были пост. балеты чеш. композиторов — "Славянские танцы" на музыку Дворжака (1956), "Отелло" Гануша (1959), "Лунатик" Шульгофа (1963), "Последний одуванчик" Вацека (1965) и др.; значительную часть репертуара составляют произведения мировой классики — балеты П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, М. Равеля и др., и балеты советских композиторов — "Красный мак" (1947); "Золушка" (1948), "Ромео и Джульетта" (1950), "Блудный сын" (1963) Прокофьева, "Семь красавиц" (1959); "Юность" Чулаки (1959) и др. В сезоне 1970/71 Н. т. поставил балет "Коррида" ("Кармен-сюита") Бизе — Щедрина.

В разное время в балетной труппе т-ра работали: балетмейстеры — Й. Блажек, Й. Енчик, С. Махов, Й. Немечек, Р. Ремиславский, с 1974 — гл. балетмейстер М. Кура; солисты балета — Н. Гайдашова, М. Дротнерова, Я. Петржик, С. Ремар, О. Скалова, 3. Шемберова, В. Шилганова и др.

Литература: Сабинина М., Пражский Национальный театр в Москве, "СМ", 1955, No 8; Полякова Л., Пражская опера сегодня, там же, 1971, No 6; Subert F. A., Nбrodni divadlo n Praze, Praha, 1884; Nejedlэ Z., Opera Nбrodnнho divadla od roku 1900, Praha, 1935, 1949; его же, Opera Nбrodniho divadla od roku 1900 do pfevratu, Praha, 1936, 1949; Lйb1 Vl., Cesty modernн operэ, Praha, 1961; Schmidovб L., Ceskoslovenskэ balet, (Praha, 1962); Pala P., Opera Nбrodniho divadla n obdobн O. Ostrcila, sv. 1 (1918-1920), Praha, 1962, sv. 2 (1920-1924), Praha, 1964, sv. 3 (1924-1927), Praha, 1965; Nemecek J., Opera Nбrodniho divadla n obdobi K. Kovarovice, sv. 1 (1900-1912), Praha, 1968, sv. 2(1912- 1920), Praha, 1969.

B. H. Егорова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Национальный театр — (Národní divadlo) ведущий чехословацкий театр. Открыт в 1883 в Праге. Один из центров национальной культуры. Здание театра было построено на народные средства (пожертвования собирались под знаком борьбы чешского народа против национального угнетения). Большая советская энциклопедия