Морель В.

(Maurel) Виктор (17 VI 1848, Марсель — 22 X 1923, Нью-Йорк) — франц. певец (баритон). Учился в Марсельской и Парижской консерваториях (у Вотро и А. Дювернуа). В 1868 дебютировал в парижском т-ре "Гранд-Опера" (партия Невера — "Гугеноты"), затем гастролировал в др. странах, в т. ч. в Италии ("Ла Скала", Милан, 1870). Известность получил после выступлений в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон, 1873-79). В 1874-75 и 1878-79 приезжал в Россию. В 1879-94 выступал на сцене "Гранд-Опера", пел также в т-рах Нью-Йорка, Милана, Неаполя, Мадрида, Каира и др. В 1905 оставил сцену. С 1909 занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Один из выдающихся певцов кон. 19 — нач. 20 вв. Голос М. не был сильным, но его исполнение отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В своём иск-ве развивал художеств. принципы Дж. Верди — стремление к естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго (Милан, 1887) и Фальстафа (там же, 1893). Др. партии: Риголетто, Фигаро; Амонасро ("Аида"), Дон Жуан; Граф ди Луна ("Трубадур"), Ренато ("Бал-маскарад"), Тонио (первое исполнение), Вильгельм Телль; Гамлет ("Гамлет" Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин"). Автор ряда работ, посвящённых главным образом оперному исполнительству.

Литературные сочинения: A propos de la mise en scиne du drame lyrique "Otello", Roma, 1888; Le chant rйnovй par la science, P., 1892; Un problиme d'art, P., 1893; A propos de la mise en scиne de "Don Juan", P., 1896; L'art du chant, P., 1897; Dix ans de carriиre (1887-1897), P., 1897.

Литература: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, P., 1887; Rogers F., Victor Maurel: his career and his art, "MQ", 1926,No 4; Tegani H., Cantanti d'una volta. Mil., (1945); Rosenthal H., Two centuries of Opera at Covent Garden, 1958; Kolodin I., The Metropoliten Opera. 1883-1966, 4 ed., N. Y., 1967.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me