Монотематизм

(от греч. monos — один, единый и tema — то, что положено в основу) — принцип построения муз. произведения, связанный с особой трактовкой одной темы или одного комплекса тем. М. следует отличать от понятия "однотемность", к-рое относится к формам нециклич. порядка (фуга, вариации, простые двух- и трёхчастная формы, рондо и т. д.). М. возникает при объединении сонатно-симф. цикла или происшедших от него одночастных форм одной темой. Такую тему часто называют лейттемой или, используя термин, связанный с оперными формами и обозначающий родственное М. явление, лейтмотивом.

Истоки М. — в интонационном сходстве начальных тем в разных частях циклич. произв. 17-18 вв., напр. у Корелли, Моцарта и др.:

Монотематизм

А. Корелли. Трио-соната op. 2 No 9.

Монотематизм. Рис. 1

А. Корелли. Трио-соната ор. 3 No 2.

Монотематизм. Рис. 2

А. Корелли. Трио-соната ор. 1 No 10.

Монотематизм. Рис. 3

В. А. Моцарт. Симфония g-moll.

Но в собств. смысле М. впервые применён только Л. Бетховеном в 5-й симфонии, где начальная тема проводится в трансформированном виде сквозь весь цикл:

Монотематизм. Рис. 4

Монотематизм. Рис. 5

Бетховенский принцип лёг в основу M. y композиторов последующего времени.

Г. Берлиоз в "Фантастической симфонии", "Гарольде в Италии" и др. циклич. произв. наделяет ведущую тему (лейтмотив) программным содержанием. В "Фантастической симфонии" (1830) эта тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни. В финале она подвергается особенно значит. изменениям, рисуя возлюбленную как одну из участниц фантастич. шабаша ведьм:

Монотематизм. Рис. 6

Г. Берлиоз. "Фантастическая симфония", часть I.

Монотематизм. Рис. 7

То же, часть IV.

В "Гарольде в Италии" (1834) ведущая тема персонифицирует образ гл. героя и поручается всегда солирующему альту, выделяясь на фоне программно-изобразительных картин.

В неск. ином виде трактуется М. в произв. Ф. Листа. Стремление к наиболее адекватному воплощению в музыке поэтич. сюжетов, развитие образов к-рых зачастую не отвечало традиц. схемам построения муз. произв. крупной формы, привело Листа к мысли строить всё программное произв. на основе одной и той же темы, подвергавшейся образным трансформациям и принимавшей разл. облик, отвечающий разл. этапам развития сюжета.

Так, например, в симфонической поэме "Прелюды" (1848-54) короткий мотив из 3 звуков, открывающий собой вступление, далее соответственно поэтич. программе ложится в основу очень разл., контрастных тематич. образований:

Монотематизм. Рис. 8

Ф. Лист. Симфоническая поэма "Прелюды". Вступление.

Монотематизм. Рис. 9

Главная партия.

Монотематизм. Рис. 10

Связующая партия.

Монотематизм. Рис. 11

Побочная партия.

Монотематизм. Рис. 12

Разработка.

Монотематизм. Рис. 13

Эпизод.

Единство тематич. основы в подобных случаях обеспечивает цельность произведения. В связи с применением принципа монотематизма Лист выработал характерный для его симф. поэм новый тип формы, в к-ром объединялись черты сонатного Allegro и сонатно-симф. цикла. Лист применял принцип М. и в циклич. программных сочинениях (симфонии "Фауст", 1854; "Данте", 1855-57), и в не снабжённых словесной программой произведениях (соната h-moll для фп. и др.). Листовская техника образной трансформации использует опыт, накопленный ранее в области тематического варьирования, в т. ч. и в романтических свободных вариациях.

М. листовского типа в его чистом виде в последующее время получил лишь ограниченное применение, поскольку воплощение качественно разд. образов с помощью всего лишь иного ритмич., метрич., гармонич., фактурного и тембрового оформления тех же интонационных оборотов (изменение к-рых привело бы к утрате самого тематич. единства) обедняет сочинение. В то же время в более свободном применении, в сочетании с обычными принципами муз. развития лейттематизм, монотематизм и связанный с ними принцип образной трансформации находили и находят очень широкое применение (4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфония и ряд камерных сочинений Танеева, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и др. симфонии Шостаковича, из сочинений зарубежных композиторов — симфония и квартет С. Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака и др.).

В. П. Бобровский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Монотематизм — (от Моно... и Тема принцип построения музыкального произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм. Ранний образец... Большая советская энциклопедия
  2. монотематизм — орф. монотематизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. МОНОТЕМАТИЗМ — МОНОТЕМАТИЗМ (от моно... и тема) — принцип построения музыкального произведения, характеризующийся объединением сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм одной темой (напр., в симфонических поэмах... Большой энциклопедический словарь