Меруло К.

(Merulo) Клаудио (Мерлотти) (8 IV 1533, Корреджо, Реджо-нель-Эмилия — 5 V 1604, Парма) — итал. композитор и органист. Ученик франц. музыканта Т. Менона, позднее Дж. Донати. В 1556 органист в Бреше, с 1557 второй, с 1566 первый органист собора св. Марка в Венеции (преемник А. Падовано). В 1566 — 1571 руководил также муз. изд-вом (совм. с Ф. Бетанио), изд. соч. Ф. Вердело, Палестрины, А. Габриэли, О. де Лассо и др. В 1584 покинул Венецию. С 1586 придворный органист в Парме. М. был крупнейшим органистом-виртуозом своего времени. Как композитор — значительнейший представитель венецианской школы. Историч. значение имеют произв. М. для органа, знаменовавшие эпоху в развитии собственно органной музыки, придавшие ей новый подлинно инстр. стиль. Особенно значительны его токкаты, превратившиеся у него из импровизационно-виртуозных пьес в произв. с разнообразно разработанной имитационной фактурой. Писал также светскую и церк. вок. музыку (мадригалы, мотеты, мессы, литании). Был видным педагогом. Среди его учеников — Дж. Дирута, Дж. Л. Комфорта, утвердившие в своих теоретич. трудах педагогич. принципы М.

Литература: Вigi Q., Di Claudio Merulo, Parma, 1861; Einstein A., Claudio Merulos Ausg. der Madrigale des Verdelot, "SIMG", 1907, Jahrg. 8, H. 2; eго же, The Italian madrigal, v. l-3, Princeton, 1949; Кinkeldey О., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Frotscher G., Geschichte des Orgelspiels... Bd. 1-2, В., 1934-35, 1959; Disertori В., Le canzoni strumentali di Claudio Merulo, "RMI", 1943, v. 47; Debos L. H., Die musikalischen Werke von Merulo; Quellennachweis und thematischer Katalog, (Wьrzburg), 1964.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me