Мельгунов Н. А.

Николай Александрович (весна 1804, Ливенский уезд, пыне Ливенский р-н Орловской обл. — 4(16) II 1867, Москва) — рус. писатель, муз. критик и композитор. Учился в Благородном пансионе Педагогич. ин-та в Петербурге. С 1823 жил в Москве. Служил в Архиве коллегии иностр. дел (1824-34), входил в философский кружок "Общество любомудрия". Дом М. был одним из центров художеств. жизни Москвы (гл. место занимало музицирование, М. был хорошим пианистом). Один из инициаторов и организаторов концертов "Музыкального благородного собрания", М. в 1834 начал систематически выступать как муз. критик. Формированию его передовых муз. воззрений способствовала многолетняя дружба с М. И. Глинкой. В 1840-60 подолгу жил за границей, был связан с А. И. Герценом, с деятелями зап.-европ. лит-ры и иск-ва. Участвовал в устройстве концертов из произв. Глинки в Париже (1845), сообщил Г. Берлиозу сведения для его статьи о Глинке (помещена в "Journal des dйbats", 1845, 10 avril). M. занимался композицией (в 1832 были изд. его романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, A. А. Дельвига и А. С. Хомякова). Муз.-критич. наследие М. невелико, но составляет важное звено в истории рус. муз. критики. Его статьи, изобилующие тонкими и проницат. суждениями, отмечены проф. подходом к муз. явлениям. Вслед за В. Ф. Одоевским М. выступил поборником нац. направления в рус. музыке, отстаивал самостоятельность рус. композиторской школы. Его статью о Глинке (написана в 1836, ещё до пост. "Ивана Сусанина", но напечатана посмертно) одобрил B. В. Стасов. Однако в нек-рых вопросах, занимая среднюю позицию между славянофилами и западниками, М. стремился к компромиссу между зап.-европ. и рус. музыкой. Понимая важность овладения муз. профессионализмом, М. поддерживал учреждение рус. консерватории. Особое внимание уделял он творчеству Л. Бетховена, Г. Берлиоза, нек-рые его критич. оценки музыки Р. Вагнера были позднее развиты П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым. М. — автор повестей (под псевд. Н. Ливенский), путевых очерков, литературоведч. статей и др.

Сочинения: "Пан Твардовский..." А. Н. Верстовского, "Московский вестник", 1828, драм. прибавление No l (совм. с С. П. Шевыревым, С. Т. Аксаковым); О музыкальных вечерах г. Гебеля, "Молва", 1834, ч. 8, No 49; Музыкальная летопись, "Московский наблюдатель", 1835, ч. 1, кн. 1; Русские музыкальные новости из-за границы, "Москвитянин", 1844, ч. 5, No 10 (под псевд. Н. Л-ский); Берлиоз и его музыкальные произведения, "Московские ведомости", 1847, 3 апр. (под псевд. Л.); Из каких средств учредить русскую консерваторию музыки?, "Наше время", 1861, No 2; Концерты гг. Рубинштейна и Вагнера, там же, 1863, No 64, 72; Глинка и его музыкальные сочинения, (гл. 5), в ст.: Струговщиков А. Н., Михаил Иванович Глинка. Воспоминания, "Русская старина", 1874, кн. 4 (перепечатано в кн.: Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, т. 2, М., 1955, с. 202-09).

Литература: Кузнецов К. A., Глинка и Мельгунов, в кн.: Глинка и его современники, М., 1926; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-2, Л., 1954-58.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me