Мелодекламация

(от греч. melos — песнь, мелодия и лат. declamation — декламация) — соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в "школьной драме" ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из "Фиделио", сцена В Волчьем ущелье из "Вольного стрелка"), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к "Эгмонту" Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу ("Весеннее торжество", для чтеца с орк., 1777, "Тамира", 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт ("Прощание с Землёй" — "Abschied von der Erde", 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист ("Ленора", 1858, "Печальный монах" — "Der traurige Mцnch", 1860, "Слепой певец" — "Der blinde Sдnger", 1875), Р. Штраус ("Енох Арден", op. 38, 1897), M. Шиллингс ("Песнь ведьм" — "Hexenlied", op. 15, 1904) и др.

В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. — Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории "Путь Октября" (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра "Петя и Волк" Прокофьева (1936).

В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации ("Прециоза" Вебера, 1821, музыка Мийо к "Орестейе", 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в к-рой с помощью особых знаков ( вместо , вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса ("Дети короля" — "Die Kцnigskinder" Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга "связанная мелодрама" принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang ("Лунный Пьеро" — "Pierrot Lunaire", 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в к-рой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно ("Ода Наполеону" Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).

Литература: Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; Глумов А. Н., О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Вatka R., Melodramatisches, в его сб.: Musikalische Streifzьge, Florenz — Lpz., 1899; Ginisty P., Le mйlodrame, P., 1910; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des Melodrams und Mimodrams, "Die Musik", 1919, Jahrg. 35; Martens H., Das Melodram, В., 1932 (Musikalische Formen in historischen Reihen); Stephan R., Zur jьngsten Geschichte des Melodrams, "AfMw", 1960, Jahrg. 17.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мелодекламация — -и, ж. Выразительное чтение под музыку художественного произведения (преимущественно стихотворного). [От греч. μέλος — песня и лат. declamatio — декламация] Малый академический словарь
  2. мелодекламация — Мел/о/деклам/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. Мелодекламация — (от Мело... и Декламация соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. Большая советская энциклопедия
  4. мелодекламация — орф. мелодекламация, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. мелодекламация — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ -и; ж. [от греч. melos — напев, песня и лат. declamatio — декламация] Выразительное чтение под музыку художественного произведения (обычно стихотворного). Искусство мелодекламации. Слушать мелодекламацию. Толковый словарь Кузнецова
  6. мелодекламация — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, и, ж. Декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. | прил. мелодекламационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  7. мелодекламация — [см. мело… + декламация] – чтение стихов или прозы, сопровождаемое музыкой для большей выразительности. Большой словарь иностранных слов
  8. мелодекламация — МЕЛОДЕКЛАМ’АЦИЯ, мелодекламации, ·жен. (иск.). Действие по гл. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки. Толковый словарь Ушакова
  9. мелодекламация — мелодекламация ж. Чтение стихов или прозы под музыкальное сопровождение. Толковый словарь Ефремовой
  10. МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от мело... и декламация) ,1) чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки; жанр мелодекламации был распространен в России с 70-х гг. 19 в. 2) Произведения, основанные на одновременном и поочередном звучании речи и музыки. Большой энциклопедический словарь