Маурер

Семья музыкантов, работавших в России. Людвиг Вильгельм М. (8 II 1789, Потсдам — 13 (25) X 1878, Петербург) — скрипач, композитор и дирижёр. По национальности немец. Ученик К. Хака. Играл в придв. оркестре в Берлине (1802-06), работал в Риге (1807). Концертировал в Петербурге, Москве, где до 1817 состоял капельмейстером крепостного оркестра В. А. Всеволожского. В 1818-20 гастролировал в Германии и Франции. С 1821 композитор и капельмейстер имп. т-ров в Петербурге, с 1832 также рук. оркестра Всеволожского. С 1835 возглавлял оркестр франц. т-ра в Петербурге, устраивал симф. концерты (для состава этого оркестра сделал перелож. симфоний И. Гайдна, В. А. Моцарта и др.). Одноврем. дирижировал концертами Филармонич. об-ва, Конц. об-ва, выступал как солист (в 1834 первым исполнил в России скр. концерт Бетховена), преподавал (среди его учеников — А. Н. Верстовский). В 1845-50 работал в Дрездене. В 1851-62 был инспектором петерб. имп. театр. оркестров. Разностороннюю деятельность М. высоко ценили М. И. Глинка, А. Н. Серов, В. В. Стасов, В. Ф. Одоевский, причислявший его "к лучшим капельмейстерам Европы". Был мастером водевильной музыки, муз. шутки, куплета. Орк., камерно-инстр. и скр. произв. М. мало индивидуальны по стилю, наибольший интерес представляют 8 концертов для скрипки с оркестром, а также концерт для 4 скрипок (1838). Популярностью пользовалась "Татарская песня" (сл. А. С. Пушкина).

Сочинения: опера — Алонзо, или Ревнивый любовник (1828, Петербург); балеты — Шотландцы (1836, там же), Тень (1839, там же); оперы-водевили — Два вора (1818), Карантин (совм. с А. Н. Верстовским, 1820), Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра (1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. А. Алябьевым и Верстовским, 1822), Новый Парис (совм. с Верстовским, 1822), Муж и жена (совм. с Алябьевым, Верстовским, Ф. Е. Шольцем, 1830) и др.; конц. увертюры; камерно-инстр. ансамбли — дуэты, струн. трио, Ноктюрн для 4 влч.; произв. для флейты, гобоя; песни; театр. музыка и др.

Сыновья М.: Всеволод Васильевич М. (27 III 1819, Потсдам — 22 VII (3 VIII) 1892, Петербург) — скрипач. Учился у отца. С детских лет выступал в концертах. Был участником квартета А. Ф. Львова. В 1835-85 первый скрипач оркестра франц. т-ра в Петербурге. Преподавал в Придв. певч. капелле. Александр Васильевич М. (гг. рожд. и смерти неизв.) — виолончелист. Выступал в концертах как солист, а также вместе с отцом и братом. Играл в оркестре франц. т-ра. В 1849-58 преподавал в Петерб. театр. уч-ще.

Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1, 4, СПБ, 1892, 1895; Стасов В. В., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; Глинка М., Литературное наследие, т. 1-2, Л.- М., 1952-53; Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Wasielewsky W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1920.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАУРЕР — 1. (Maurer), Георг Людвиг фон (2.XI.1790 — 9.V.1872) — нем. историк, создатель марковой теории (см. Общинная теория). Проф. права в Мюнхенском ун-те (с 1826). Занимал высшие посты в суд. ведомстве в Баварии. В 1832-34 — один из регентов при греч. Советская историческая энциклопедия
  2. Маурер — I Ма́урер (Maurer) Георг (родился 11.3.1907, Трансильвания), немецкий поэт (ГДР). Сын учителя. В 1926 переехал в Германию; до 1932 в Лейпциге и Берлине изучал историю искусств, германистику и философию. Большая советская энциклопедия
  3. МАУРЕР — МАУРЕР (Maurer) Георг (1907-71) — немецкий поэт. Эпический цикл "Поэтическое путешествие" (1959); сонеты с богатой символической образностью, посвященные проблемам современности (сборники "Образы любви", 1964; "Опознанный мир", издание 1972). Литературно-критические очерки. Большой энциклопедический словарь