Массар Л. Ж.

(Massart) Ламбер Жозеф (19 VII 1811, Льеж — 13 II 1892, Париж) — бельг. скрипач и педагог. Род. в семье музыканта. Игре на скрипке обучался в Льеже у А. Делавё, позднее у Р. Крейцера в Париже. Концертировал в Льеже, Париже, Брюсселе. Был близким другом Ф. Листа, с к-рым в 1830-40-х гг. часто выступал в концертах. Завоевал известность как камерный исполнитель, играя в ансамбле с женой-пианисткой Луизой Аглаей М. (10 IV 1827, Париж — 26 VI 1887, там же). Участвуя в квартетных собраниях, прославился как один из первых интерпретаторов последних концертов Л. Бетховена. В 1843-90 проф. Парижской консерватории. С именем М. связано утверждение мирового значения и влияния франко-бельгийской скрипич. школы. Преемник П. Байо, последнего выдающегося представителя классической "школы Парижской консерватории", М. реорганизовал работу её скрипичных классов. В основе его педагогической системы — развитие звуковой стороны игры скрипача. Он придавал большое значение вибрато, но не как способу выразительного подчёркивания звука, а как средству выражения эмоционального отклика скрипача на исполняемую им музыку. Эмоциональная наполненность и красочность кантилены, достигаемые не только искусным ведением смычка, но и применением интенсивного вибрато, были характерны для исполнения первого выдающегося ученика М. — Г. Веняв-ского и получили высшее проявление в иск-ве его последнего ученика — Ф. Крейслера. Педагогич. метод М. базировался (в области развития техники скрипача) на разностороннем изучении "40 этюдов или каприсов для скрипки соло Крейцера", о чём свидетельствует методич. редакция М. "Искусство работать над этюдами Крейцера" (L'art de travailler les йtudes de Kreutzer, P., (s. a.)). Среди др. учеников M.: П. Марсик, P. Ондржичек, И. Лотто, Т. Туа, С. Яффе.

Литература: Ямпольский И., Фриц Крейслер. Жизнь и творчество, М., 1975, с. 16-19; Liszt F., Lettres d'un bachelier йs musique, IX, "Revue et Gazette musicale de Paris", 1838, 2 sept. (рус. пер. — Путевые письма бакалавра музыки, в кн.: Лист Ф., Избранные статьи, М., 1959, с. 117 -34); Berlioz H., Soirйe de quarttuor, "Journal des Debats", 1850, 5 fйb.; Er1iсh A., (Hrsg.), Berьhmte Geiger der Vergangenheit und Gegenwart, Lpz., 1893, S. 129.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me