Маре М.

(Marais) Марен (31 III 1656, Париж — 15 VIII 1728, Мант, близ Парижа) — франц. гамбист и композитор. Начальное муз. образование получил в парижской церкви Сент-Шапель, где был певчим в хоре. В детстве начал заниматься игрой на гамбе. Первым учителем М. считается известный гамбист Отман. Позже занимался у Сент-Коломба. По композиции брал уроки у Ж. Б. Люлли, влияние к-рого проявилось в творчестве М. (первый сб. виольных пьес, изданный в 1686, посв. Люлли). После смерти Люлли (1687) М. — дирижер Парижской оперы, где пост. свои оперы "Алкид" (1693), "Ариадна и Вакх" (1696), "Альцина" (1706), "Семела" (1709). Впервые во Франции ввёл в оперный оркестр контрабас вместо контрабасовой виолы. Известность получил как блистательный гамбист и автор пьес для гамбы. Игра М. отличалась блеском, певучим красивым звуком. Он реконструировал инструмент, добавил к основным 6 струнам 7-ю (A1), применил металлическую обвивку 3 нижних струн. Основной жанр его композиторского творчества — сюита. Многие пьесы программны ("Эхо", "Гитара", "Колокола", "Мельница", "Кузнечик", "Кошачий концерт" и др.). Широко известны его вариации на тему фолии. Написал своеобразные муз. эпитафии, посв. Сент-Коломбу, Ж. Б. Люлли и др. В произв. М. демонстрировались технич. и выразит. возможности гамбы, широкий игровой диапазон (3,5 октавы), виртуозная техника левой и правой руки, чередование звуков, извлекаемых смычком и щипком, вибрация, портаменто. Один из создателей ансамблевого жанра трио-пьесы — разновидности итальянского трио-сонаты (цикл этих пьес изд. в 1692). М. принадлежат 5 сб. пьес для одной и неск. гамб, в т.ч. с basso continuo (1686, 1701, 1711, 1717, 1725), и др. соч. Среди учеников — Э. К. Хес-се, по некоторым источникам, также К. д'Эрвелуа и Ф. А. Филидор. Сын M. — Rолан М. (1680-1750) — также гамбист-солист. В 1725 сменил отца в качестве придв. музыканта. Автор кн. "Новая музыкальная метода..." ("Nouvelle mйthode de musique pour servir d'introduction aux auteurs modernes", 1711), 2 сб-ков пьес для гамбы ("Piиces de violes", с basso continuo, (v.) 1-2, 1725-38).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950; Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

Б. В. Доброхотов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me