Леонкавалло Р.

(Leoncavallo) Руджеро (25 IV 1857 (по уточнённым данным), Неаполь — 9 VIII 1919, Монтекатини, близ Флоренции) — итал. композитор. Учился в консерватории в Неаполе в классах Л. Росси (композиция), Б. Чези (фп.); посещал лекции Дж. Кардуччи в Болонском ун-те, получил звание доктора лит-ры (1878). Не добившись признания на родине, работал тапёром в кафе и учителем пения в Англии, Франции, Германии, Турции, Греции, Египте. Первая его опера "Чаттертон" (на собств. либр., по одноим. драме А. де Виньи, 1877), а также "Медичи" (1888, задумана как 1-я часть оперной трилогии "Сумерки", на сюжет из эпохи Возрождения; две др. части — "Савонарола" и "Цезарь Борджа" не были написаны) не имели успеха (поставлены неск. лет спустя).

Мировую известность принесла Л. третья опера — "Паяцы" (1892), явившаяся высшим творч. достижением композитора. Наряду с "Сельской честью" Масканьи (1890) эта опера — классич. образец веризма. Она утвердила новые художеств. принципы, характерные для этого направления. Устами героя (Тонио) Л. излагает своё творч. кредо — правдивый показ на сцене переживаний простых людей (сюжетной основой послужило действит. событие). Лит. талант, знание законов сцены помогли Л. создать динамичное, чёткое и лаконичное либретто. Успех оперы определили волнующий сюжет, яркое театр. воплощение в музыке жизненной драмы, рельефно очерченные образы героев, выразительность и доходчивость мелодий. В 1906 Л. совершил гастрольную поездку по странам Европы, по США, Канаде, с огромным успехом дирижировал оперой. Из др. произв. выделяется опера "Богема" (по роману А. Мюрже, 1897). По глубине психологизма и выразительности музыки она уступает опере Дж. Пуччини на тот же сюжет, создававшейся параллельно (1896). Последняя значит. работа композитора — опера "Заза" (по пьесе С. Симона и П. Бертона, 1900), ряд сцен к-рой отличается большой драм. экспрессией.

Оперное наследие Л. включает также произв. исторические (опера "Роланд из Берлина"), комические. Однако типические черты муз. стиля композитора с наибольшей полнотой раскрылись в его веристских операх ("Паяцы", "Богема", "Заза"). Из многочисленных, но почти забытых произв. Л. (помимо опер, ему принадлежат оперетты, балет, романсы, фп. пьесы и др.) в репертуаре сохранились лишь "Паяцы", оперетта "Королева роз", романс "Рассвет".

Сочинения: оперы (ок. 20), в т. ч. Чаттертон (1877, пост. 1896, т-р "Арджентина", Рим), Медичи (1888, пост. 1893, т-р "Даль-Верме", Милан), Паяцы (I Pagliacci, 1892, там же), Богема (La bohиme, 1897, т-р "Фениче", Венеция; на рус. сцене — под назв. Жизнь Латинского квартала), Заза (1900, "Театро лирико интернационале", Милан), Роланд из Берлина (1904, т-р "Опернхауз", Берлин), Майя (1910, т-р "Костанци", Рим), Цыганы (Zingari, по поэме А. С. Пушкина, 1912, т-р "Ипподром", Лондон), Эдип-царь (Edipo re, 1920, "Лирик тиэтр", Чикаго); балет — Жизнь марионетки (La vita di una marionetta, не пост.); оперетты — Мальбрук (1910, т-р "Национале", Рим), Королева роз (La reginetta delle rose, 1912, т-р "Костанци", Рим), Первый поцелуй (Il primo bacio, 1923, Монтекатини) и др.; симф. поэма Серафита (по рассказу О. Бальзака, 1894); романсы, фп. пьесы и др.

Литература: Toрадзе Г., Р. Леонкавалло и его опера "Паяцы", М., 1960; Colombani A., La opera italiana nel secolo XIX, Mil., 1900; Klein J. W., Ruggero Leoncavallo, "Musical Opinion", 1939, august; его же, Ruggero Leoncavallo, "Opera", 1958, march-april; Novellini V., Vacanze di Leoncavallo, "La Scala", 1954, febbraio; Gualerz G., Ruggero Leoncavallo i suoi interpreti, там же, 1959, aprile.

Т. Г. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me