Ландовска В.

(Landowska) Ванда (5 VII 1879, Варшава — 16 VIII 1959, Лейквилл, Коннектикут, США) — польская клавесинистка, пианистка, композитор, музыковед. Училась у Я. Клечиньского и А. Михаловского (фп.) в Ин-те музыки в Варшаве, с 1896 — у Г. Урбана (композиция) в Берлине. В 1900-1913 жила в Париже, преподавала в "Схола канторум". В Париже дебютировала как клавесинистка, с 1906 начала гастролировать. В 1907, 1909 и 1913 выступала в России (играла также в доме Л. Н. Толстого в Ясной Поляне). Посвятив себя исп. и изучению музыки 17-18 вв., гл. обр. клавесинной, выступала как лектор, опубликовала ряд исследований, пропагандировала музыку клавесинистов, играла на специально сконструированном по её указаниям инструменте (изготовлен в 1912 фирмой "Плейель"). В 1913-19 рук. созданным для неё классом игры на клавесине в Высшей школе музыки в Берлине. Вела курс высшего мастерства игры на клавесине в Базеле и Париже. В 1925 создала в Сен-Лё-ла-Форе (близ Парижа) Школу старинной музыки (при ней — коллекцию старинных муз. инструментов), куда съезжались ученики и слушатели из разных стран. В 1940 эмигрировала, с 1941 работала в США (сначала в Нью-Йорке, с 1947 — в Лейквилле). Л. прославилась гл. обр. как клавесинистка и исследователь старинной музыки. С её именем связано возрождение интереса к клавесинной музыке и старинным клавишным инструментам. Для неё написаны и ей посв. концерты для клавесина с оркестром М. де Фалья (1926) и Ф. Пуленка (1929). Мировую известность принесли Л. многочисл. конц. турне (также в качестве пианистки) по странам Европы, Азии, Африки, Сев. и Юж. Америки и огромное количество грамзаписей (в 1923-59 в исп. Л. записаны произв. И. С. Баха, в т.ч. 2 тома "Хорошо темперированного клавира", все 2-голосные инвенции, Гольдберговские вариации; произв. Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Шопена и др.). Л. — автор орк. и фп. пьес, хоров, песен, каденций к концертам В. А. Моцарта и Й. Гайдна, фп. транскрипций танцев Ф. Шуберта (сюита лендлеров), Й. Лайнера, Моцарта.

Сочинения: Bach et ses interprиtes..., Poitiers, 1905; Musique ancienne, P., 1909, 1921 (в рус. пер. — Старинная музыка, M., 1913); Bach und die franzцsische Klaviermusik, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 7, В., 1910; Les allemands et la musique franзaise au 18 s., Poitiers, 1911; Ьber die C-dur Fuge aus dem I. Teil des Wohltemperierten Klaviers, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 10, В., 1913; Chopin et l'ancienne musique franзaise, "RM", 1931, (v.), 12; Commentaries for the treasury of harpsichord music, N Y., 1947; Landowska on music, N. Y., 1964.

Литература: Schaeffner A., Wanda Landowska et le retour aux "humanitйs" de la musigue, "RM", 1927, (v.) 8; Gavoty В., Wanda Landowska, Gent., 1956; Вittner С., Erinnerungen an eine epochale Frau Wanda Landowska, "Musica", 1970, Jahrg. 24, H. 3, S. 291.

Г. M. Коган.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me