Лавровский Л. М.

Леонид Михайлович (наст. фам. — Иванов) (5 (18) VI 1905, Петербург — 20 XI 1967, Париж) — сов. балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1944. По окончании Ленингр. хореографич. техникума (класс В. И. Пономарёва) с 1922 артист Т-ра оперы и балета (ныне им. Кирова), где в 1938-44 был худ. рук. балетной труппы. В 1928 впервые выступил как балетмейстер. В 1936-38 худ. рук. балетной труппы Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. В 1944-62 (с небольшими перерывами) гл. балетмейстер Большого т-ра. Л. — один из основоположников сов. хореографич. драмы. С первых постановок ("Фадетта" на музыку "Сильвии" Делиба, 1934, и "Катерина" на музыку А. Рубинштейна, 1936) он утверждал действенную пантомиму и логически осмысленный танец-действие. В том же плане пост. балеты "Тщетная предосторожность" Гертеля в аранжировке П. Э. Фельдта (1937) и "Кавказский пленник" Асафьева (1938). Среди лучших работ Л. — "Ромео и Джульетта" (1940). Л. принадлежит первая пост. "Сказа о каменном цветке" Прокофьева (1954). Во второй половине творческой деятельности Л. проявил интерес к танцевальному симфонизму ("Паганини" на музыку "Рапсодии на тему Паганини" С. В. Рахманинова, 1960, и "Ночной город" на музыку балета "Чудесный мандарин" Вартока, 1961). В 1959-64 худ. рук. Моск. балета на льду, с 1964 худ. рук. Моск. хореографич. уч-ща (пед. работу вёл с 1948, с 1952 профессор). Л. ставил спектакли за рубежом: "Жизель", 1957, Будапешт, 1958, Хельсинки и Белград; "Каменный цветок", 1960, Хельсинки; "Ромео и Джульетта", 1963, Будапешт. Гос. пр. СССР (1946, 1947, 1950).

Литература: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950.

В. М. Красовская.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me