Лаблаш Л.

(Lablache) Луиджи (6 XII 1794, Неаполь- 23 I 1858, там же) — итал. певец (бас). С 1806 обучался в Неаполитанской консерватории игре на виолончели, затем на контрабасе. После участия (партия контральто) в исп. Реквиема Моцарта стал учиться пению. В 1812 дебютировал в оперном т-ре "Сан-Карлино" (Неаполь). Первоначально выступал как бас-буфф. Известность принесло ему исп. партий в операх Д. Чимарозы, особенно Джеронимо ("Тайный брак"). В 1821 с успехом пел партию Дандини в опере "Золушка" Россини. Мировая популярность Л. относится к периоду его выступлений в Лондоне и Париже (1830-52). С 1852-53 по 1856- 1857 пел в т-ре Итал. оперы в Петербурге, после чего оставил сцену. Л. был одним из выдающихся певцов 19 в., он обладал сильным голосом большого диапазона, яркого тембра, прекрасно звучавшим как в кантилене, так и в виртуозных пассажах. Среди лучших партий: Дон Базилио, Фигаро, Бартоло ("Севильский цирюльник"), Лепорелло; Ассур, Вильгельм Телль, Фернандо, Моисей ("Семирамида", "Вильгельм Телль", "Сорока-воровка", "Моисей" Россини), Дулькамара, Марино Фальеро, Генрих VIII ("Любовный напиток", "Марино Фальеро", "Анна Болейн" Доницетти), Фальстаф ("Фальстаф" Балфа), Оровезо ("Норма"). Первый исполнитель партий Уолтона ("Пуритане" Беллини, 1835), Дона Паскуале ("Дон Паскуале", 1843), Графа Моора ("Разбойники" Верди, 1847). Ф. Шуберт посвятил Л. 3 итал. песни (1827). А. Н. Серов причислял его к "категории великих певцов-актёров". Автор работы "Метод пения" ("Mйthode de chant", s. a.), 40 вокализов для баса и др. соч.

Литература: Escudier L. et M., Etudes biographiques sur les chanteurs contemporains, P., 1840; Сastil-Вlaze F. H. J., Biographie de Lablache, P., (1850); Widйn G., Luigi Lablache, Gцteborg, 1897.

С. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me