Копленд А.

(Copland) Аарон (р. 14 XI 1900, Нью-Йорк) — амер. композитор. С 1913 учился у В. Витгенштейна и К. Адлер (фп.), с 1917 — у Р. Гольдмарка (композиция). В 1921-24 брал уроки композиции у Н. Буланже в Париже. С 1924 ведёт широкую муз.-обществ. деятельность в Нью-Йорке. В 1927-37 читал лекции в Новой школе социальных исследований в Гарвардском и Принстонском ун-тах, организовал серию концертов (совм. с Р. Сешнсом — "Копленд — Сешнс консертс", 1928-31) для пропаганды амер. музыки, Лигу и Союз амер. композиторов, Союз авторов и издателей (1937). Зам. директора и рук. классов композиции Беркширского муз. центра в Танглвуде. Выступал с произв. композиторов США как пианист, дирижёр и лектор в странах Лат. Америки (в 1941 и 1947). Творчество К. отражает особенности развития музыки США в 1920-70-х гг. Он прошёл сложную эволюцию, последовательно претворив разл. влияния — неоклассицизма И. Ф. Стравинского (1-я симфония), франц. музыки 1920-х гг., усвоенные им в Париже, воздействие джаза ("Музыка для театра", 1925; фп. концерт); в кон. 1930-40-х гг. обратился к амер. фольклору, ковбойским песням и новоангл. гимнам (балеты "Родео", "Аппалачская весна", "Парень Билли"; музыка к фильму "Полярная звезда") и использованию нар. музыки Лат. Америки ("Салон Мексико" — "El salуn Mйxico", 1936; "Данцон Кубано" — "Danzуn Cubano", 1942). В стилистически многообразном творчестве К. имеются и яркие эффектные произв., патриотич. сочинения ("Портрет Линкольна", 1942; "Фанфары обыкновенному человеку", 1943), и светлая лирика (3-я симфония). Однако эта стилистич. разнородность — не эклектика, она обусловлена стремлением внести в музыку новые веяния времени, попыткой во все периоды творчества быть понятным амер. публике, иметь с ней творч. контакт. Для К. характерно чуткое проникновение в бытующие интонации разных народов, населяющих США. Одним из первых амер. композиторов К. понял важность создания американской национальной музыки. К. — автор 5 книг, в т.ч. о новой музыке.

Сочинения: оперы — Второй ураган (The second hurricane, 1937, Нью-Йорк); Ласковая земля (Tender land, 1954, Нью-Йорк); балеты — Парень Билли (Billy the kid, 1938, Чикаго), Родео (1942, Нью-Йорк), Аппалачская весна (Appalachian Spring, 1944, Вашингтон), Танцующие панели (Dance panels, 1963, Мюнхен); для орк. — 4 симфонии (Танцевальная — Dance Symphony, 1925, осн. на музыке непост. балета "Грог"; 1-я, 1928; 2-я, Короткая, — Short Symphony, 1933; 3-я, 1946), Увертюра на открытом воздухе (Outdoor overture, 1938), Симфоническая ода (Symphonic ode, 1929, 2-я ред. 1955), орк. вариации (1957), Подразумеваемое (Connodations, 1962), сюита Музыка для Большого города (Music for a Great City, 1964), Эмблемы (Emblems, для воен. симф. орк., 1964); для инстр. с орк. — симфония для органа и орк. (1924), концерты — 2 для фп. (1926, 1950), для кларнета, струн. оркестра, арфы и фп. (1948); камерные ансамбли — Нонет (1960), фп. секстет с кларнетом (на основе музыки Короткой симфонии), фп. квартет (1950), 2 пьесы для струн. квартета (обе 1928), фп. трио Витебск на евр. темы (1929), соната для скр. и фп. (1943); пьесы для скр. и фп.; для фп. — пассакалья (1922), вариации (1930), Воскресная послеобеденная музыка (Sunday afternoon music, 1936), Юные пионеры (Young pioneers, 1936), Эпизод (Episode, 1941), соната (1941), Фантазия (1957); симфония для органа; для голоса с орк. Старые американские песни (Old American songs, I — 1950; II — 1952); хоры; 12 романсов с фп. на сл. Э. Дикинсон (1950); песни; музыка для драм. т-ра, спектаклей кукольного т-ра, для кино.

Литературные сочинения: What to listen for in music, N. Y., 1939, N. Y., 1963; Our new music, N. Y., 1941 (дополнен. издание — The new music 1900-1960, N. Y., 1968); Music and imagination, Camb., (Mass.), 1952, N. Y-L., 1959 (в рус. пер — Музыка и воображение. Главы из кн.: Одаренный слушатель, Звучащий образ, Художник и интерпретатор, "СМ", 1968, NoNo 2-4); Copland on music, N. Y., 1960, 1963.

Литература: Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964, с. 146-150; Berger A., Aaron Copland, N. Y., 1953; Smith J., Aaron Copland, N. Y., 1955; Aaron Copland. A complete catalogue of his works, L., 1960; Dоbrin A., Aaron Copland, N. Y., 1967; Peare C. O., Aaron Copland, N. Y., 1969.

Д. Г. Ромадинова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me