Контрданс

(франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. — деревенский танец) — старинный англ. нар. танец. Впервые упоминается в лит-ре в 1579. Об истории возникновения К. известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. обр. сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. "Английский танцевальный учитель" (1651), к-рый затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728. К. существовал в двух разновидностях: longway и round. Осн. особенность К. — возможность одноврем. участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, к-рые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. размеры: 2/4, 6/8. Музыка К. варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск. сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750-62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам — менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы (в т.ч. и России). Это привело к возникновению многочисл. видов К.: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. называли по-разному: contredance angles — во Франции; Kontertanz frances — в Германии; ecosses — в др. странах Европы.

Самый распространённый вид К. — франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов.

Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах — как заключит. номер (опера-балет "Полимия" Рамо, его же балеты "Пигмалион", "Зефир" и др., "Творение Прометея" Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном — как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта ("Дон Жуан"), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского ("Евгений Онегин"). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Зa ira" — песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.

К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из "Английского танцевального учителя", получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.

Литература: Ивановский П. П., Бальный танец XVI-XIX вв., М., 1963; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.

С. П. Панкратов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. контрданс — -а, м. Старинный танец (род кадрили), исполнявшийся четырьмя, шестью и восьмью парами, а также музыка к этому танцу. Мелодия контрданса. □ Она протанцевала две мазурки, несколько контрдансов. И. Гончаров, Обломов. [франц. contre-danse] Малый академический словарь
  2. контрданс — Контрда́нс/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Контрданс — (франц. contredanse, от англ. countrydance, буквально — деревенский танец) народный английский танец. Возник в 17—18 вв. Позднее как бальный танец получил распространение в др. европейских странах, в 19 в. слился с кадрилью. Большая советская энциклопедия
  4. контрданс — орф. контрданс, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. контрданс — КОНТРДАНС а, м. contredance f. , нем. Contre-tanz. Старинный танец, исполняемый 4, 6, и 8 парами, располагающимися друг против друга; род кадрили. БАС-1. Английский народный танец массовых празднеств и гуляний, возникший в... Словарь галлицизмов русского языка
  6. контрданс — контрданс , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. контрданс — КОНТРДАНС -а; м. [франц. contre-danse] Старинный танец (род кадрили), исполнявшийся четырьмя, шестью и восьмью парами; музыка к этому танцу. Протанцевать две мазурки и несколько контрдансов. Мелодия контрданса. Толковый словарь Кузнецова
  8. контрданс — контрда́нс название танца, также контрата́нец. Первое – из франц. соntrеdаnсе, второе – из нем. Kontertanz (XVIII в.; см. Шульц -Баслер 1, 386). Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. Контрданс — См. Кадриль. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. контрданс — контрданс м. см. контраданс 1. Танец, исполняемый 4, 6 и 8 парами, располагающимися друг против друга, послуживший основой для возникновения кадрили. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальное произведение в ритме такого танца. Толковый словарь Ефремовой
  11. КОНТРДАНС — КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. — деревенский танец) — народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль. Музыкальный размер 2/4, 6/8. Большой энциклопедический словарь