Качча

(итал. caccia, букв. — охота, погоня, преследование; франц. chasse) — в эпоху Раннего Возрождения жанр светских вок. пьес имитационного склада, изображающих картины охоты, рисующих разл. жанрово-бытовые сценки. В 14 в., когда стало характерным обращение к камерно-инстр. жанрам, бытовой песенности, К. получила широкое распространение во Франции, несколько меньшее — в Италии. Итал. К. — трёхголосные: два голоса изложены в виде канонич. имитации, третий — инструментальный; франц. К. — в большинстве случаев двухголосные, иногда с присоединением третьего (необязательного) голоса. Музыка К. иллюстрировала содержание поэтич. текста, чему содействовала и сама её форма — канон, т. е. "преследование" одного голоса другим. В это время канонич. изложение зачастую понималось именно подобным образом, что наряду с характером поэтич. текстов могло определить выбор названия для этого жанра. К. исполнены движения, энергии, динамичны, насыщены элементами натуралистич. звукоподражания (звучание охотничьих рогов, восклицания охотников, лай собак, уличные выкрики и т. п.). Нек-рые особенности метрич. построения поэтич. текстов К. (завершающий рефрен из двух рифмующихся 11-стопных стихов) говорят о влиянии на неё мадригала, возможно и фроттолы. В музыку эпохи Возрождения К. внесла элементы программности. В 17-18 вв. жанр К. получает инстр. претворение. В виде К. написаны быстрые части в ряде скрипичных сонат Ж. М. Леклера, Ж. Ж. Мондонвиля, Ф. Шабрана, концертов А. Вивальди, клавирных сонат Д. Скарлатти. Для инстр. К. характерны двухголосные мелодич. обороты фанфарного склада (чередования сексты, квинты и терции), имитирующие звучание охотничьего рога, непрерывность ритмич. движения восьмыми (в триольном ритме). Строгое канонич. изложение в этих К. не применяется. Новые элементы в построение инстр. К. внёс Н. Паганини. В своём каприччо No 9 (сб. "24 каприччи" для скрипки соло, ор. 1), написанном в форме рондо, он придаёт теме К. ритмически более рельефные очертания, динамизирует характер осн. движения, отказавшись от традиционного триольного ритма. Из композиторов 20 в. К. для скрипки и фп. (в стиле Ж. Б. Картье) написал Ф. Крейслер (серия "Классические рукописи").

Издания: Fourteenth-century Italian сассе, ed. by W. Th. Marrooco, Camb. (Mass.), 1942, 1965.

Литература: Carducci С., Gacce in rime dei secoli XIV e XV, Bologna, 1896; Einstein A., Eine Caccia im Cinquecento, в кн.: Festschrift R. v. Liliencron, Lpz., 1910; Pirrotta N., Per l'origine e la storia della caccia..., "RMI", v. XLVIII-XLIX, 1946-47.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Качча — (итал. caccia, буквально — охота, погоня) поэтический и музыкальный жанр, сложившийся в Италии в 14 в. Связан прежде всего с воплощением сцен охоты, однако создавались и К., рисующие сцены рыбной ловли, ярмарки и т.п. Во Франции К. называлась шасс. Большая советская энциклопедия
  2. качча — орф. качча, -и, тв. -ей (муз.) Орфографический словарь Лопатина
  3. КАЧЧА — КАЧЧА (итал. caccia, букв. — охота, погоня) — поэтическая и музыкальная форма, сложившаяся в Италии в 14 в. главным образом в связи с изображением сцен охоты. Первоначально каччи создавались для пения с инструментальным сопровождением, позднее — и чисто инструментальные. Большой энциклопедический словарь