Кастельнуово-Тедеско М.

(Castelnuovo-Tedesco), Марио (3 IV 1895, Флоренция — 16 III 1968, Лос-Анджелес) — итал. композитор и пианист. Учился во Флоренции в консерватории Керубини у И. Пиццетти (композиция), Э. Дель Валле Де Пас (фп.). С 1939 жил в США. С 1946 вёл класс композиции в Консерватории музыки и иск-в Лос-Анджелеса. Музыка К.-Т. завоевала широкую известность в 20-30-е гг., когда она часто исполнялась крупнейшими музыкантами на муз. фестивалях в Зап. Европе. Творчество К.-Т. связано своими истоками с тосканской муз. культурой. В ранний период деятельности он испытал импрессионистские влияния. В дальнейшем музыка К.-Т. приобретает черты неоклассицизма и неоромантизма. В нек-рых поздних сочинениях использованы элементы амер. муз. фольклора. В целом стилистич. приёмы К.-Т. носят эклектичный характер.

Сочинения: оперы — Мандрагора (Mandragola, по Н. Макиавелли, 1926, Венеция, Нац. пр. Италии), Вакх в Тоскане (Вассо in Toscana, по поэме P. Реди, 1931, Милан), Окассен и Николетт (Aucassin et Nicolette, 1952, Флоренция); балеты — Синяя рыба (Pesce turchino, 1937, Флоренция), Барельеф (Basrelief, 1939), День рождения инфанты (The birthday of the infanta, по О. Уайльду, 1942, Париж), Бал окторонов (The octoroon ball, 1947); oратoрии — Руфь (The book of Ruth, 1949), Иона (The book of Jonah, 1952), Песнь песней (The song of songs, 1955), Эсфирь (The book of Esther, 1962); для орк. — Американская рапсодия (1942), сюита Индийские песни и танцы (1943), увертюры к 11 драмам У. Шекспира (1931-51); концерты с орк. — для фп. (1928, 1939), для скр. (1926, 1933, 1939); для инструмента с орк. — поэма (для скр., 1942); камерно-инстр. ансамбли — 2 струн. квартета (1929, 1948); для фп. — соната (1928), 6 иллюстраций к "Кандиду" Вольтера (1944), 6 канонов (1950); для скр. и фп. — Ритмы (1920), соната quasi una fantasia (1929), баллада (1940); для голоса с фп. — Нинна-нанна (колыбельная, 1915), 33 песни на тексты У. Шекспира (1921-26), Индийская серенада (1925), Кадико (1926), 27 сонетов У. Шекспира (1945), 3 песни на стихи А. Мюссе (1955) и др.; музыка к фильмам.

Литература: Gatti G. М., Musicisti moderni d'Italia е di fuori, Bologna, 1925; Rossi-Dаria Gi, Mario Castelnuovo-Tedesco, "Chesterian", 1926, Jan. — Febr.; Valabrega С., Mario Castelnuovo-Tedesco, "Il Pianoforte", 1926, marzo; Weber R. von, Mario Castelnuovo-Tedesco, в кн.: Ewen D., The book of modern composers, N. Y., 1943; Ewen D., American composers today, N. Y., 1949.

M. M. Яковлев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me