Касальс П.

Казальс (Casals), Пабло (29 XII 1876, Вендрель, близ Барселоны — 22 X 1973, Сан-Хуан, Пуэрто Рико) — испан. виолончелист, дирижёр, композитор, муз.-обществ. деятель. Сын органиста. Учился игре на виолончели у X. Гарсиа в Барселонской консерватории и у Т. Бретон и X. Монастерио в Мадридской консерватории (с 1891). Концертировать начал в 1890-е гг. в Барселоне, где одновременно преподавал в консерватории. В 1899 дебютировал в Париже. С 1901 гастролировал во мн. странах мира. В 1905-13 ежегодно выступал в России как солист и в ансамбле с С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером. Многие композиторы посвятили К. свои произв., в т. ч. А. К. Глазунов — концерт-балладу, M. P. Гнесин — сонату-балладу, А. А. Крейн — поэму. До глубокой старости К. не прекращал выступлений как солист, дирижёр и ансамблист (с 1905 — участник известного трио: А. Корто — Ж. Тибо — Касальс). К. — один из самых выдающихся музыкантов 20 в. В истории виолончельного иск-ва его имя знаменует собой новую эпоху, связанную с ярким развитием художеств. исполнения, широким раскрытием богатых выразит. возможностей виолончели, с облагораживанием её репертуара. Его игру отличали глубина и содержательность, тонко развитое чувство стиля, художеств. фразировки, сочетание эмоциональности с вдумчивостью. Красивый естественный тон и совершенная техника служили для яркого и правдивого воплощения музыкального содержания. К. особенно прославился глубокой и совершенной интерпретацией произв. И. С. Баха, а также исполнением музыки Л. Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса и А. Дворжака. Иск-во К. и его прогрессивные художеств. взгляды оказали огромное воздействие на муз.-исполнительскую культуру 20 в. На протяжении мн. лет занимался педагогич. деятельностью: преподавал в Барселонской консерватории (среди его учеников — Г. Касадо), в "Эколь нормаль" в Париже, после 1945 — на курсах мастерства в Швейцарии, Франции, США и др. К. — активный муз.-обществ. деятель: он организовал первый в Барселоне симф. оркестр (1920), с к-рым выступал как дирижёр (до 1936), Рабочее муз. об-во (руководил им в 1924-36), муз. школу, муз. журнал и воскресные концерты для рабочих, чем способствовал муз. просвещению Каталонии. Эти просветит. начинания прекратили своё существование после фашистского мятежа в Испании (1936). Патриот и антифашист, К. активно помогал республиканцам во время войны. После падения Испан. республики (1939) эмигрировал и поселился на юге Франции, в г. Прад. С 1956 жил в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где осн. симф. оркестр (1959) и консерваторию (1960). К. принадлежит инициатива организации фестивалей в Праде (1950-66; среди выступавших — Д. Ф. Ойстрах и др. сов. музыканты) и Сан-Хуане (с 1957). С 1957 проводятся конкурсы имени К. (первый в Париже) и "в честь К." (в Будапеште). К. проявил себя как активный борец за мир. Он автор оратории "Ясли" ("El pesebre", 1943, 1-е исп. 1960), осн. идея к-рой воплощена в заключит. словах: "Мир всем людям доброй воли!". По просьбе ген. секретаря ООН У Тана К. написал "Гимн миру" (3-частное произв.), к-рый был исполнен под его управлением на торжеств. концерте в ООН в 1971. Награждён Медалью мира ООН. Написал также ряд симф., хор. и камерно-инстр. произв., пьесы для виолончели соло и ансамбля виолончелей. Продолжал играть, дирижировать и преподавать до конца жизни.

Литературные сочинения: The Memoirs of Pablo Casals as told to Th. Dozier, N. Y., 1959; Yoys and sorrows. Reflections by Pablo Casals as told to A. Kahn, N. Y., 1970.

Литература: Борисяк A., Очерки школы Пабло Казальса, М., 1929; Гинзбург Л., Пабло Казальс, М., 1958, 1966; Корредор Х. М., Беседы с Пабло Казальсом. Вступит. статья и комментарии Л. С. Гинзбурга, пер. с франц., Л., 1960; Christen E., Pablo Casals, L'homme. L'artiste, Gen., 1956; Mь11er-B1attau T., Pablo Casals, В., 1964; A1avedra T., Pablo Casals, Barcelona, 1963.

Л. С. Гинзбург.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me