Каратыгин В. Г.

Вячеслав Гаврилович (5 (17) IX 1875, Павловск — 23 X 1925, Ленинград) — сов. муз. критик и композитор. Происходил из семьи воен. инженера, занимавшегося лит. деятельностью. С детских лет обучался игре на фп. под рук. матери, талантливой пианистки, окончившей с отличием Петерб. консерваторию. Учился также игре на скрипке. Выступал в любительских концертах и дирижировал ученическим оркестром в гимназии. К гимназическим годам относятся и первые композиторские опыты К. В 1898 окончил естеств. отделение физико-математич. ф-та Петерб. ун-та. В 1898-1907 работал химиком на пироксилиновом заводе, выступал в печати по вопросам естествознания и сельского хозяйства. С 1898 занимался у Н. А. Соколова по композиции, тогда же сблизился с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым и др. представителями Беляевского кружка. С возникновением "Вечеров современной музыки" в 1901 К. становится деятельным их участником. В 1906 он впервые выступил в качестве муз. критика в газ. "Товарищ" и журн. "Золотое Руно" и "Весы". В 1907-17 был муз. сотрудником газ. "Речь", одновременно выступал в др. органах печати, в т. ч. в журн. "Театр и искусство" (с 1909, под псевд. Черногорский), "Аполлон" (1909-14), "Музыкальный современник" (1915-17). Как композитор К. был связан с т-ром В. Ф. Комиссаржевской (музыка к спектаклям "Франческа да Римини" Д'Аннунцио, 1908; "Чёрные маски" и "Анатэма" Л. Андреева, 1909; "Саломея" О. Уайльда, не была пост.) и др. драм. т-рами. Он подготовил к печати неизданные произв. М. П. Мусоргского (отрывки из неоконч. оперы "Саламбо", "Сорочинская ярмарка", песни), записывал и обрабатывал нар. песни. К. вёл педагогич. работу в разных уч. заведениях, с 1916 преподавал в Петрогр. консерватории (с 1919 профессор по кафедре истории музыки). После Великой Окт. социалистич. революции особенно широко развернулась муз.-просветительная и организаторская деятельность К. В 1919 он был избран профессором и действит. членом Ин-та истории иск-в в Петрограде. Являлся одним из организаторов и активных деятелей "Кружка друзей камерной музыки", чл. Художеств. совета Петрогр. филармонии, пред. редколлегии изд-ва "Тритон", выступал с лекциями перед массовой аудиторией, уделял внимание вопросам муз. воспитания в ср. школе. К. принадлежит к крупнейшим представителям рус. муз.-критич. мысли нач. 20 в. Тонкое художеств. чутьё, острую аналитич. наблюдательность он соединял с широтой общекультурного кругозора, яркой лит. одарённостью и публицистич. темпераментом. Находясь всегда в кругу животрепещущих интересов современности, он немало способствовал верной оценке и признанию мн. новых выдающихся явлений рус. и зарубежной музыки. К. был одним из самых талантливых пропагандистов и исследователей творчества А. Н. Скрябина, особенно позднего периода, отметившим черты революц. романтики в музыке композитора. С большой проницательностью К. определил выдающееся новаторское значение творчества С. С. Прокофьева уже на основании ранних произв. композитора. Горячо были поддержаны им первые творческие шаги И. Ф. Стравинского, к-рого он охарактеризовал как продолжателя традиций русской классической муз. школы, как одного из самых достойных учеников Римского-Корсакова. Однако отношение К. к творчеству Стравинского не было столь безраздельно восторженным, как к музыке Прокофьева. Уже "Весна священная" Стравинского вызвала у К. ряд критич. замечаний. Значительны заслуги К. в изучении творчества М. П. Мусоргского и нек-рых др. рус. композиторов-классиков. Из новых зап. композиторов К. высоко оценивал К. Дебюсси и М. Равеля как крупнейших представителей импрессионизма в музыке, с творчеством к-рых связана "серьёзнейшая и по времени ближайшая к нам музыкальная революция". Вместе с тем он отмечал ограниченность этого течения, считая, что "дальше идти по этому пути некуда". Отсюда — известная критич. предвзятость отношения К. к поздним произв. Дебюсси. С большим интересом относился К. к творчеству А. Шёнберга, хотя не всё в сочинениях композитора было ему близко. Из заруб. композиторов прошлого особенное внимание уделял И. С. Баху. "Углубление в искусство Баха..., — по словам К., — способствует... более полной, дифференцированной оценке завоеваний современного искусства".

Взгляды К. вместе с тем носили печать односторонности, связанной с влиянием эстетствующих группировок в иск-ве нач. 20 в. К. была свойственна недооценка муз. наследия 19 в., характерная для разл. модернистских течений. Увлекаясь новым, он недооценивал многое в классич. наследстве, находил признаки устарелости в произв. Л. Бетховена, М. И. Глинки и др. Наиболее резко проявилась односторонность позиций К. в его отношении к П. И. Чайковскому, музыку к-рого он находил чересчур "будничной", "слишком человечной". Те же причины вызывали неприятие К. творчества С. В. Рахманинова, совсем исключавшегося им из сферы настоящего большого иск-ва. Открытая эмоциональность, непосредственность в выражении простых человеческих чувств, патетика осуждались К. даже в ранних произв. такого любимого им композитора, как А. Н. Скрябин. Вкусы современности, как утверждал К., тяготеют к двум крайним полюсам: "в сторону далекого прошлого, наивности чувств, простых форм — и в сторону тех достижений настоящего, которые имеют быть вполне оценены лишь в будущем, в сторону величайшей изысканности гармонического языка, огромной сложности звуковых образов и вызываемых ими в душе нашей чувств и настроений". Требование неограниченной индивидуальной свободы и правдивости выражения своего внутреннего "я" выдвигалось им как основной закон худож. этики и в творческой и в критич. деятельности. Технологич. анализ произв. иск-ва, основанный на строго научных предпосылках, К. отделял от эстетич. оценки, к-рая, по его мнению, могла быть только чисто субъективной. На практике, однако, К. часто преодолевал ограниченность своих теоретич. взглядов и поднимался до широких обобщений не только в эстетическом, но и в культурно-историч. плане.

Муз. творчество К. включает наряду с театр. музыкой камерно-вок. и фп. сочинения (большая часть не издана). Одной из наиболее крупных его композиторских работ является обработка нар. песен для сценич. представления "Обряд русской свадьбы" (1922-23), подготовленная им совм. с В. Н. Всеволодским-Гернгроссом.

Сочинения: Маскарад, "Золотое Руно", 1907, No2-4; "Золотой петушок", последняя опера Римского-Корсакова, "Библиотека театра и искусства", 1908, IX; "Саламбо" Мусоргского, "Аполлон", 1909, No 2; M. А. Балакирев, "Аполлон", 1910, No 10; Молодые русские композиторы, "Аполлон", 1910, No 11, 12; Драма и музыка, в сб.: "Алконост", кн. I, СПБ, 1911; Памяти Мусоргского (опера "Сорочинская ярмарка"), "Аполлон", 1911, No 4 (то же в нов. ред. — "Музыкальный современник", 1917, No 5-6); "Хованщина" и ее авторы, "ЕИТ". Сезон 1910-11, вып. VII, СПБ, 1911 (то же в нов. ред. — "Музыкальный современник", 1917, кн. 5-6); Скрябин и молодые московские композиторы, "Аполлон", 1912, No 5; Вагнер и Даргомыжский, "Аполлон", 1913, No 8; Памяти A. C. Даргомыжского, "Северные записки", 1913, кн. I (январь); Р. Вагнер, там же, 1913, кн. V-VI (май — июнь); Новейшие течения в западноевропейской музыке, там же, 1913, кн. XII (декабрь); Памяти П. И. Чайковского, "Театр и искусство", 1913, No 42; "Парсифаль". Торжественная сценическая мистерия Р. Вагнера, СПБ, 1914; Памяти А. К. Лядова, "Аполлон", 1914, No 6-7; Музыка старая и новая, "Театр и искусство", 1914, No 9; Скрябин, П., 1915; О музыкальной критике, "Музыкальный современник", 1915, кн. 2: Новейшие течения в русской музыке, "Северные записки", 1915, кн. II; Элемент формы у Скрябина, "Музыкальный современник", 1916, кн. 4-5; Памяти Н. Н. Лодыженского, там же, 1916, кн. 7; Неизданные симфонии С. И. Танеева, там же, 1916, кн. 2; О слушании музыки, в сб.: Музыка в единой трудовой школе, вып. I, П., 1919; I. Мусоргский. II. Шаляпин, П., 1922; От романтизма к реализму (Рихард Штраус), П., 1922; Шуберт, П., 1922; Памяти Н. А. Соколова, в сб.: Орфей, кн. 1, П., 1922; Ц. Франк, в сб.: Музыкальная летопись, сб. III, Л., 1926; В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи и материалы, Л., 1927 (библ. и нотогр.); Избр. статьи, М.-Л., 1955 (вступит. статья Ю. Кремлева).

Литература: Оссовский A., В. Г. Каратыгин, в кн.: Музыкальная летопись, сб. III, Л. — М., 1925 (на обл. 1926); В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи. Материалы, Л., 1927 (библ. и нотогр.).

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me