Кайзер Р.

Кейзер (Keiser) Рейнхардт (крещён 12 I 1674, Тёйхерн близ г. Вейсенфельс — 12 IX 1739, Гамбург) — нем. композитор. Сын органиста Готфрида К. С 1685 учился в школе при Томаскирхе в Лейпциге и у И. Шелле. С 1692 жил в Брауншвейге, где в 1693 была пост. его опера "Базилиус в Аркадии". В 1695 стал ведущим композитором и муз. рук. Гамбургского оперного т-ра, с 1703 был его антрепренёром (работал здесь в 1695-1706 и в 1709-17); в 1700-01 также капельмейстер организованных им "Зимних концертов", игравших заметную роль в муз. жизни города. В 1717 работал в Копенгагене, в 1719-21 — при дворе в Людвигсбурге. В 1722 поставил в Копенгагене свою оперу "Улисс" и был назначен придв. капельмейстером. В 1728 вновь поселился в Гамбурге, где заменил своего друга И. Маттезона на посту кантора городского собора. В 1731 посетил Россию, где написал "Русские песни с вариациями" для 2 скрипок и баса.

К. — виднейший нем. мастер оперы до И. А. Хассе и К. В. Глюка. Его творч. деятельность положила начало нем. оперному т-ру демократич. направления. Ранние оперы К. ("Адонис", 1697, и др.) ещё близки к операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, но уже начиная с оперы "Помона" (1705) складывается самобытный оперный стиль К. Он первым из нем. оперных композиторов обратился к нар.-бытовым сюжетам ("Гамбургская ярмарка" и др.). Использовал нар. мотивы, хотя большинство опер К. написано на мифологич. и историко-легендарные сюжеты. Популярность опер К. обусловливалась мелодич. даром композитора (И. Маттезон называл К. "царём пения"), мастерским владением речитативом, искусной оркестровкой, тонким чувством театр. сцены. В комич. опере "Смеющийся принц Иоделе" ("Der lдcherliche Prinz Jodelet", 1726) создал пародию на неаполитанскую оперу-сериа. В лучших комич. операх К. предвосхищены нек-рые черты оперного стиля В. А. Моцарта. К. посвящён зингшпиль Б. Барди "Неистовый капельмейстер" ("Der tolle Kapellmeister", Берлин, 1929), в к-ром использованы мелодии из его опер.

Сочинения: св. 100 опер (сохранилось ок. 30), в т.ч. (даты пост., Гамбург) — Римские волнения, или Великодушная Октавия (Die Romische Unruhe, oder Die edelmьtige Oktavia, 1705), Альмира (1706), Высокомерный... Крез (Der hochmьthige... Croesus, 1710, 2-я ред. 1730), Бонвиван, или Лейпцигская месса (Le bon vivant, oder Die Leipziger Messe, 1710), Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман (Der Hamburger Jahrmarkt, oder Glьckliche Betrug, 1725), Цирцея (1734) и др.; кантаты — Нравственная забава (Gemьths-Ergцtzung), 6 светских кантат (1698), 9 кантат (1713), Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты (Musikalische Landlust, moralische Kantaten, 1714); оратории, мессы, псалмы и др.

Литература: Rоллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Lindner E. О., Die erste stehende deutsche Oper, Bd 1-2, В., 1855; Liechtentritt H., R. Keiser in seinen Opern, В., 1901 (Diss.); Petzold R., Die Kirchenkompositionen und weltlichen Kantaten Reinchardt Keisers, Dьsseldorf, 1935 (Diss.); Schmitz E., Geschichte der weltlichen Solokantaten, Lpz., 1955: Wolff H. Chr., Die Barockoper in Hamburg (1678-1738), Bd 1-2, Wolfenbьttel, 1957.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me