Ибер Ж.

(Ibert) Жак (15 VIII 1890, Париж — 5 II 1962, там же) — франц. композитор. Член Ин-та Франции (1956). В 1911-14 занимался в Парижской консерватории у Э. Пессара (гармония), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), П. Видаля и Г. Форе (композиция). Во время 1-й мировой войны 1914-18 около трёх лет находился на фронте. В 1919 окончил Парижскую консерваторию; получил Рим. пр. (за кантату "Поэт и фея"). В 1920-23 жил в Италии, путешествовал по Испании, Тунису. Уже первые крупные соч., в т.ч. 3 симф. картины "Гавани" (1922), симф. поэма "Баллада о Редингской тюрьме" (по О. Уайльду, 1922), балет "Встречи" (1925), опера "Анжелика" (1927), принесли композитору признание. В 1937-55 директор Франц. академии (Вилла Медичи) в Риме. В 1955-56 рук. Нац. объединения франц. оперных т-ров.

В творчестве И. сочетаются неоклассич. и импрессионистские элементы: ясность и стройность формы, мелодич. свобода, гибкая ритмика, красочность инструментовки. И. — мастер муз. дивертисмента, лёгкой шутки.

Сочинения: оперы — Персей и Андромеда (Persйe et Andromede, ou Le plus heureux des trois, 1923 пост. 1929, т-р "Гранд-Опера", Париж), Гонзаго (1929, Монте-Карло; 1935, т-р "Опера комик", Париж), Король Ивето (1930, т-р "Опера комик", Париж), Орлёнок (L'Aiglon, по одноим. пьесе Э. Ростана, совм. с А. Онеггером, 1937, Монте-Карло); балеты — Встречи (Les Rencontres, партитура создана на основе фп. сюиты, 1925, т-р "Гранд-Опера", Париж), Диана де Пуатье (хореография М. Фокина, 1934, там же), Любовные похождения Юпитера (Les Amours de Jupiter, 1946, "Т-р Елисейских полей", Париж), Странствующий рыцарь (Le Chevalier errant, по "Дон-Кихоту" Сервантеса, использована музыка из фильма "Дон-Кихот", хореография С. Лифаря, 1950, т-р "Гранд-Опера", Париж), Триумф целомудрия (Le Triomphe de la puretй, 1955, Чикаго); оперетта — Малютки Кардиналь (Les Petites Cardinal, совм. с Онеггером, 1938, т-р "Буфф-Паризьен", Париж); для солистов, хора и орк. — кантата (1919), Елизаветинская сюита (Suite Elisabйthaine, 1944); для орк. — Рождество в Пикардии (Noлl en Picardie, 1914), Гавани (Escales, 3 симф. картины: Рим — Палермо, Тунис — Нефия, Валенсия, 1922), Феерическое скерцо (1925), Дивертисмент (1930), сюита Париж (1932), Праздничная увертюра (Ouverture de fкte, 1942), Вакханалия (1956); для инструмента с орк. — Концертная симфония (для гобоя и струнных, 1948), концерты (для флейты, 1934; для влч. и духовых, 1925), Камерное концертино (для саксофона, 1935); камерно-инстр. ансамбли — трио (для скр., влч. и арфы, 1940), струн. квартет (1943), квинтет духовых и др.; пьесы для фп., органа, гитары; песни; му-зыка к спектаклям драм. т-ра — "Соломенная шляпка" Лабиша (1929), "14 июля" Роллана (совм. с др. франц. композиторами, 1936), "Сон в летнюю ночь" Шекспира (1942) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. Дон-Кихот (с участием Ф. И. Шаляпина); музыка к радиопостановкам — Трагедия доктора Фауста (1942), Синяя Борода (1943) и др.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Вruуr J., L'Ecran des musiciens, P., 1927; Hойrйe A., J. Ibert, "RM", 1929, X, No 8; Dumesnil R., La musique en France entre les deux guerres, P., 1940; Landormy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., 1943; Samazeuilh G., Musiciens de mon temps, P., 1943; Fesсhоtte J., J. Ibert, P., 1958; Michel G., Jacques Ibert, P., 1969.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me