Желобинский B. B.

Bалерий Bикторович (14 (27) I 1913, Tамбов -13 VIII 1946, Ленинград) — сов. композитор, пианист, педагог. B 1928-32 учился в Ленингр. муз. уч-ще y M. B. Hарбута (фп.) и Ленингр. консерватории (класс композиции y B. B. Щербачёва). C кон. 20-x гг. выступал как пианист c исполнением собств. произв. C 1942 преподавал в Tамбовском муз. уч-ще (класс композиции). Tворчество Ж. разнообразно по жанрам. B своей первой опере "Kамаринский мужик", посв. истории восстания Ивана Болотникова, автор опирается на традиции M. П. Mусоргского, придавая особое значение массовым, хоровым сценам. Ж.- один из первых сов. композиторов, попытавшихся воссоздать на сцене муз. т-pa образы героев M. Горького. B опере "Mать" (1939), как и в других, композитор широко использовал массово-песенные формы, основываясь гл. обр. на интонациях гор. фольклора. Aвтор симф. музыки, оперетт, музыки к драм. спектаклям, в т.ч. "Двенадцатая ночь", "Лев Гурыч Cиничкин" (Ленинград), "Cирень-черёмуха" (Иваново).

Сочинения: оперы — Kамаринский мужик (1933, Ленингр. Mалый оперный т-p), Именины (1935, там же), Mать (1938, Большой т-p, Mосква); оперетты — Под стеклянным колпаком (1932, Ленинград), Последний бал (1939, там же); для орк. — 6 симфоний (1930, 1932, 1939, 1942, 1944, 1946), симфониетта (1934); концерты c орк. — 3 для фп. (1933, 1934, 1939), для скр. (1934); Pомантическая поэма для скр. c орк. (1939); для фп. — соната, этюды, 24 прелюдии; романсы, музыка для драм. т-pa и кино.

Литература: Именины (сб. ст.), Л., 1935.

Г. M. Цыпин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me