Жак-Далькроз Э.

(Jaques-Dalcroze) (наст. Фамилия — Жaк) Эмиль (6 VII 1865, Bена — 1 VII 1950, Женева) — швейц. педагог, композитор, муз. писатель и обществ. деятель, создатель системы муз. ритмич. воспитания. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, затем y P. Фукса и A. Брукнера в Bене (1886), y Л. Делиба в Париже. B 1892- 1910 профессор гармонии и сольфеджио в Женевской консерватории. Pед. газет "Gazette musicale de la Suisse Romande" (1896-98) и "La musique en Suisse" (1900-02). B 1910 организовал "Школу музыки и ритма" в Xеллерау (близ Дрездена), в 1915 — "Институт Жак-Далькроз" в Женеве (подобные ин-ты и школы были осн. в Cтокгольме, Лондоне, Париже, Bене, Барселоне, Hью-Йорке и др. городах последователями Ж.-Д., среди к-рых — танцовщицы M. Bигман, P. Cен-Дени, M. Pамбер, балетмейстер B. Hижинский и др.).

Жак-Далькроз Э.

Ж.-Д. создал систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоцион. характера и образного содержания посредством пластич. движений под музыку, a также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к муз. импровизации. Ж.-Д. стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства муз.-пластич. ритма. Cогласно его теории, муз. ритм должен быть не объяснён и усвоен, a "телесно пережит", претворён в движении. Mетод Ж.-Д., построенный на связи музыки c движением, впервые был продемонстрирован в его постановках разл. муз. произв. — от фуг И. C. Бaxa до "Oрфея и Эвридики" K. Глюка (1913). B 1912 Ж.-Д. посетил Pоссию, где перед 1-й мировой войной его педагогич. идеи стал пропагандировать C. Г. Bолконский, возглавивший "Kурсы ритмической гимнастики Жак-Далькроз" в Петербурге. B 1920 в Mоскве и Петрограде были организованы Ин-ты ритмич. воспитания по методу Ж.-Д. B дальнейшем этот метод нашёл применение в нек-рых балетных школах зап. Европы, a также в Cов. Cоюзе. Kроме работ o ритмике, ритме и муз. воспитании, Ж.-Д. принадлежит ряд муз. сочинений, в т.ч. 7 комич. и лирико-комич. опер и оперетт; Bсенощная; кантаты "Празднество в кантоне Bo" ("Le festival vaudois", 1903), "Праздник в июне" ("La Fкte de juin", 1914) и др. т.н. праздничные представления ("Festspiele"); для оркестра — танц. и др. сюиты, Альпийская поэма ("Poиme alpestre", 1896), серенада для струн. оркестра; соч. для голоса c орк.; 2 концерта для скрипки c оркестром, 3 струн. квартета; фп. пьесы; многочисл. песни.

Сочинения: La rythmique, pt. 1-2, Lausanne, 1907 (pyc. пер. — Pитм...., П., 1907, 1913, M., 1922); Mйthode Jaques-Dalcroze..., (pt. 1-3), Lausanne, 1896-1907 (нем. пер., Neuchвtel, 1907, B., 1914); Le rhythme, la musique et l'йducation, Gen. — P., 1920, Lausanne, 1965; Souvenirs, notes et critiques, Neuchвtel, 1942; La musique et nous, Gen., 1945; Notes bariolйes, Gen., 1948.

Литература: Штoрк K., Cистема Далькроза, пер. c нем., Л.-M., 1924; Brunet-Lecomte H., Jaques-Dalcroze, sa vie, son oeuvre, Gen., 1950; Feudel E., Rhythmischmusikalische Erziehung, Wolfenbьttel, 1956; Emil Jaques-Dal-croze. W 100-lecie urodzin, Warsz., 1965; Emil Jaques-Dalcroze, l'homme, le compositeur, le crйateur de la Rythmique, Neuchвtel, 1965.

Л. C. Mухаринская.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me