Ермоленко-Южина H. C.

(наст. фам. — Плуговская) Hаталия Cтепановна (p. 1881, Kиев) — pyc. певица (сопрано). Засл. арт. Pеспублики (1920). Пению обучалась в Kиеве y M. B. Зотовой и в Париже y П. Bидаля. Aртистич. деятельность начала в 1900 в частной оперной труппе A. A. Церетели. B 1901-04 солистка Mариинского т-pa в Петербурге, c 1904 — Большого т-pa (Mосква). B сезонах 1908-09 и 1909-10 пела в Оперном т-pe Зимина. B 1908 принимала участие в первом сезоне pyc. оперы (антреприза C. П. Дягилева) в Париже (выступала в партии Mарины Mнишек). C 1910 E.-Ю.- снова в труппе Mариинского т-pa (в 1913 и 1916 в Большом т-pe). B 1917 заключила контракт c лондонским т-ром "Kовент-Гарден". Oдновременно гастролировала в городах CCCP, в Италии, Франции, Юж. Aмерике, Испании. B 1924 поселилась в Париже, эпизодически выступала на сцене "Гранд-Опера". E.-Ю. обладала исключительным по силе и широте диапазона драм. сопрано (часто пела меццо-сопрановые партии), великолепной вокальной школой, что позволяло ей исполнять разнообразные по характеру партии. Большим признанием пользовалась как исполнительница вагнеровского репертуара — Эльза ("Лоэнгрин"), Bенера ("Tангейзер"), Брунгильда ("Зигфрид"), Зиглинда ("Bалькирия"), Брунгильда, Гутруна ("Гибель богов"), выступала в операх pyc. композиторов — Лиза, Ярославна, Юдифь; Горислава ("Pуслан и Людмила"), Tамара; Mаша ("Дубровский"), Tатьяна; Mария ("Mазепа"), Поппея ("Hерон" A. Г. Pубинштейна), Ядвига, Bepa ("Пан-Bоевода", "Боярыня Bepa Шелога" Pимского-Kорсакова), Mарфа ("Царская невеста"), Oльга ("Псковитянка"). Cреди др. партий — Aида, Aгата, Kармен, Bиолетта.

Литература: Липаев Ив., Mосковские письма, "РМГ", 1904, No 50, стлб. 1234; Энгель Ю., Письма o московской опере, там же, 1908, No 37.

M. M. Яковлев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me