Диссонанс

(франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — звучание тонов, "не сливающихся" друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, т. е. с какофонией). Понятие "Д." применяется в противопоставлении к консонансу. К Д. относят большие и малые секунды и септимы, тритон и др. увелич. и уменьш. интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. Чистая кварта — неустойчивый совершенный консонанс — трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу.

Различие между консонансом и Д. рассматривается в 4 аспектах: математическом, физическом (аккустическом), физиологическом и муз.-психологическом. С математич. точки зрения Д. представляет собой более сложное отношение чисел (колебаний, длин звучащих струн), чем консонанс. Напр., из всех консонансов малая терция имеет самое сложное отношение чисел колебаний (5:6), но каждый из Д. — ещё более сложное (малая септима — 5:9 или 9:16, большая секунда — 8:9 или 9:10 и т. д.). Акустически диссонантность выражается в увеличении периодов регулярно повторяющихся групп колебаний (напр., при чистой квинте 3:2 повторения происходят через 2 колебания, а при малой септиме — 16:9 — через 9), а также в усложнении внутр. соотношений в пределах группы. С этих точек зрения различие между консонансом и Д. только количественное (как и между разл. диссонирующими интервалами), а граница между ними условна. С точки зрения муз. психологии Д. по сравнению с консонансом — звучание более напряжённое, неустойчивое, выражающее стремление, движение. В европ. ладовой системе средневековья и Возрождения, в особенности в рамках позднейшей функц. системы мажора и минора, качеств. различие консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и составляет одну из основ муз. мышления. Подчинённый характер звучания Д. по отношению к консонансу выражается в закономерном переходе Д. (его разрешении) в соответствующий консонанс.

Муз. практика всегда учитывала различие свойств консонанса и Д. До 17 в. Д. применялся, как правило, при условии его полного подчинения консонансу — правильного приготовления и разрешения (в особенности это относится к т. н. полифонии "строгого письма" 15-16 вв.). В 17-19 вв. правилом было лишь разрешение Д. С конца 19 в. и особенно в 20 в. Д. всё шире применяется самостоятельно — без приготовления и без разрешения ("эмансипация" Д.). Запрет октавных удвоений в додекафонии может быть понят как запрещение удвоения диссонирующих звуков в условиях сплошной диссонантности.

Проблема Д. всегда была одной из центральных в муз. теории. Теоретики раннего средневековья заимствовали античные представления о Д. (к ним относились не только секунды и септимы, но также терции и сексты). Ещё Франко Кёльнский (13 в.) зачислял в группу Д. большие и малые сексты ("несовершенные Д."). В муз. теории позднего средневековья (12-13 вв.) терции и сексты перестали считаться Д. и перешли в разряд консонансов ("несовершенных"). В учении о контрапункте "строгого письма" 15-16 вв. Д. рассматривается как переход от одного консонанса к другому, причём многогол. созвучия трактуются как комбинации вертикальных интервалов (punctus contra punctum); кварта по отношению к нижнему голосу считается Д. На тяжёлой доле Д. трактуется как приготовленное задержание, на лёгких — как проходящий или вспомогат. звук (а также как cambiata). С конца 16 в. в теории утверждается новое понимание Д. как особого выразит. средства (а не только средства оттенения "сладостности" консонанса). В. Галилеи ("Il primo libro della prattica del contrapunto", 1588-1591) допускает неприготовленное вступление Д. В эпоху аккордово-гармонич. мышления (17-19 вв.) возникла новая концепция Д. Различают Д. аккордовые (диатонические, недиатонические) и происходящие от сочетания неаккордовых звуков с аккордовыми. Согласно функц. теории гармонии (М. Гауптман, Г. Гельмгольц, X. Риман), Д. есть "нарушение консонанса" (Риман). Каждое звукосочетание рассматривается с точки зрения одного из двух натуральных "созвуков" — мажорного или симметричного ему минорного; в тональности — с точки зрения трёх осн. трезвучий — Т, D и S. Напр., аккорд d1- f1- a1- с2 в C-dur состоит из трёх тонов, принадлежащих трезвучию субдоминанты (f1- а1- с2) и одного прибавленного тона d1. Всякий не входящий в состав данного осн. трезвучия тон и есть Д. С этой точки зрения диссонирующие звуки могут обнаруживаться и в акустически консонирующих созвучиях ("мнимые консонансы" по Риману, напр.: d1- f1- а1 в C-dur). В каждом двузвучии диссонирует не весь интервал, а только тон, не входящий в одно из осн. трезвучий (напр., в септиме d1- с2 в S C-dur диссонирует d1, а в D — с2; квинта е1 — h1 будет мнимым консонансом в C-dur, так как либо h1, либо е1 окажется Д. — в T или D в C-dur). Многие теоретики 20 в. признали полную самостоятельность Д. Б. Л. Яворский допускал существование диссонирующей тоники, Д. как устоя лада (по Яворскому, обычай завершать произведение консонирующим созвучием — "схоластические оковы" музыки). А. Шёнберг отрицал качественное различие между Д. и консонансом и называл Д. отдалёнными консонансами; отсюда он выводил возможность применения нетерцовых аккордов как самостоятельных. Свободное применение любого Д. возможно в системе П. Хиндемита, хотя он и оговаривает ряд условий; различие между консонансом и Д., по Хиндемиту, также количественное, консонансы постепенно переходят в Д. Относительность понятий Д. и консонанса, значительно переосмысленных в совр. музыке, подчёркивают советские музыковеды Б. В. Асафьев, Ю. Н. Тюлин и др.

Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; переизд. Полн. собр. соч., Литературные произведения и переписка, т. III-А, М., 1957; Ларош Г. A., О правильности в музыке, "Музыкальный листок", 1873/1874, No 23-24; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. I-III, М., 1908; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, (1909), М., 1959; Гарбузов H. A., О консонирующих и диссонирующих интервалах, "Музыкальное образование", 1930, No 4-5; Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. I-II, М., 1930-31; Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, т. I-II, М., 1930-47, Л., 1971 (обе книги вместе); Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., под ред. и с дополн. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1931; Mазель Л. A., Rыжкин И. Я., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2, М., 1934-39; Клещов С. В., К вопросу о различении диссонирующих и консонирующих созвучий, "Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова", т. 10, М.-Л., 1941; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и её историческое происхождение, "Вопросы современной музыки", Л., 1963; Медушевский В., Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы, в кн.: IV Всесоюзная акустическая конференция, М., 1968; Eulеr L., Tentamen novae theoriae musicae, Petropoli, 1739; Helmholtz H. von, Die Lehre von den Tonempfindungen, Braunschweig, 1863, 1913; рус. пер. — СПБ, 1875; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von der tonalen Funktionen der Akkorde, L.-N. Y., 1893; рус. пер. — M., 1896; его же, Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, "Prдludien und Studien", III, Lpz., 1901; Stumpf C., Konsonanz und Dissonanz, "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft", 1, Lpz., 1898; Krehl St., Die Dissonanz als musikalisches Ausdrucksmittel, "ZfMw", I, 1918/19; Jeppesen Kn., Der Palestrina-Stil und die Dissonanz, Lpz., 1925 (англ. пер. — Cph.-L., 1928, 1946); Machabey A., Dissonance, Polytonalitй, Atonalitй, "RM", XII, No 116, juin, 1931; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, I, Mainz, 1937, 1940; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948; Lohmann J., Die griechische Musik als mathematische Form, "AfMw", XIV, 1957, H. 3; Bobbitt R., The physical basis of intervallic quality and its application to the problem of dissonance, "Journal of Music Theory", v. III, 1959, No 2; Stockmann В., Ьber die Dissonanz-Verstдndnis Bachs, в кн.: Bach-Jahrbuch, XLVII, В., 1960; Dahlhaus C., Ьber den Dissonanz-Begriff des Mittelalters. Bericht ьber siebenten internationalen musikwissenschaftlichen Kongress. Kцln. 1958, Kassel — (u. a.), 1959.

Ю. H. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. диссонанс — (иноск.) — разногласие, рознь, неудача Ср. Самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить его тотчас в исступление. Достоевский. Преступление и наказание. 5, 2. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  2. Диссонанс — ДИССОНАНС — см. Рифма. Литературная энциклопедия
  3. диссонанс — -а, м. 1. муз. Негармоническое сочетание звуков; противоп. консонанс. 2. перен. Разлад, несогласованность, противоречие с чем-л.; то, что вносит разлад, резко не соответствует чему-л. Малый академический словарь
  4. диссонанс — Дис/сон/а́нс/ [ср.: кон/сон/а́нс/]. Морфемно-орфографический словарь
  5. диссонанс — диссонанс , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. Диссонанс — I Диссона́нс (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) в стихосложении, вид рифмующего созвучия, в котором не совпадают ударяемые гласные, например: сло́во — сле́ва — сла́ва. Звуковой повтор... Большая советская энциклопедия
  7. диссонанс — орф. диссонанс, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. диссонанс — • резкий ~ Словарь русской идиоматики
  9. диссонанс — ДИССОНАНС а, м. dissonance f. 1. В музыке — нарушение гармонии, благозвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов (противоп. консонанс). БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Диссонанс — Звук Несливающееся звучание. Например, к консонирующим интервалам относятся секунды и септимы, увеличенная кварта и уменьшенная прима. Словарь компьютерных терминов
  11. Диссонанс — ДИССОНАНС — см. Консонанс. Словарь литературных терминов
  12. диссонанс — см. >> разногласие Словарь синонимов Абрамова
  13. диссонанс — ДИССОНАНС -а; м. [франц. dissonance] 1. Муз. Негармоническое сочетание звуков (противоп.: консонанс). Оркестровый д. Уловить д. в звучании скрипок. 2. То, что не соответствует чему-л., нарушает гармонию; разлад, несогласованность. Толковый словарь Кузнецова
  14. диссонанс — ДИССОНАНС м. франц. нестройность музыкальных. звуков; разладица, разнозвучие, разногласие, разноглас, несоглас, разнота, рознь, противопол. созвучие, согласие, соглас. Толковый словарь Даля
  15. диссонанс — ДИССОНАНС, а, м. 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков, неслитное звучание тонов; противоп. консонанс (спец.). Д. в хоре. 2. перен. То, что вносит разлад, вступает в противоречие с чем-н.; несогласованность, несоответствие. Внести д. в общую беседу. | прил. диссонансный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  16. диссонанс — Диссонанса, м. [латин. dissonantia – разноголосица]. 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков (муз.). 2. перен. Явление, вносящее разлад во что-н., резко отличающееся от всего прочего, противоречащее общему порядку (книжн.). Большой словарь иностранных слов
  17. диссонанс — ДИССОН’АНС, диссонанса, ·муж. (·лат. dissonantia — разноголосица). 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков (муз.). 2. перен. Явление, вносящее разлад во что-нибудь, резко отличающееся от всего прочего, противоречащее общему порядку (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  18. диссонанс — диссонанс I м. Нарушение гармонии, благозвучия, сочетание звуков, вызывающих несогласованность; диафония. || противоп. консонанс II м. Отсутствие гармонии в чём-либо, несоответствие чему-либо; разлад. III... Толковый словарь Ефремовой
  19. ДИССОНАНС — ДИССОНАНС (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — 1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. Большой энциклопедический словарь
  20. Диссонанс — Соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, не успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или колебания редко совпадают. Д. требует перехода или так называемого разрешения в консонанс. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона