Дивертисмент

(от франц. divertissement, букв. — увеселение, развлечение).

1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси ("Il divertimento..., musiche da camera тper servizio di tavola... con un dialogo amoroso et un dialogo in idioma", op. 9, 1681). Первоначально сочинялись как инстр., так и вок. Д. (напр., Divertimenti serenissimi P. Кайзера, написанные в 1713, представляют собой 9 кантат). В 18 в. ведущее положение постепенно заняли инстр. Д. Они становятся излюбленным родом развлекат. музыки в аристократич. и придворных кругах, позднее в домах богатых буржуа. Особое распространение Д. получил в Австрии и Чехии. Большую дань этому жанру отдали Й. и М. Гайдны, Л. и В. А. Моцарты, много Д. было создано композиторами мангеймской школы, писали их и немецкие, итальянские, французские композиторы. Иногда Д. создавались для одного инструмента (струнного клавишного — Й. Гайдн, Г. К. Вагензейль), чаще же для камерного ансамбля или оркестра. Количество частей в Д. бывало различным — от одной и до 12; в большинстве Д. их от 4 до 10.

Как муз. жанр Д. соединяет в себе черты сонаты и сюиты, более приближаясь к сонате. В них постоянно включаются типичные для сонаты части — сонатное allegro, вариации, менуэт, рондо и т. д. (мн. ранние сочинения, названные Д., в действительности представляют собой сонаты). В то же время колеблющееся (часто большое) количество частей и широкое применение в Д. танц. форм сближают их с сюитой, в особенности с такой её разновидностью, как серенада. Если у В. А. Моцарта Д. зальцбургского периода, в отличие от орк. серенад, являются сочинениями камерными, то в последующее время подобное разграничение не сохраняется, и границы между Д. и серенадой во многом стираются. Родств. черты Д. обнаруживают также с кассацией и ноктюрном. С конца 18 в. Д. утрачивает прежнее значение. В 19 в. Д. превращается в жанр салонной музыки, аналогичный попурри, обычно на заимствованные, напр. оперные, темы (к числу немногих исключений принадлежит "Венгерский дивертисмент" Ф. Шуберта для фп. в 4 руки). В 20 в. термин "Д." нередко применяется для обозначения балетной сюиты (напр., Д. для оркестра И. Ф. Стравинского, составленный в 1938 из музыки балета "Поцелуй феи", 1928); иногда композиторы сознательно воспроизводят черты Д. 18 в. (Дивертисмент для 5 духовых инструментов и фп. А. Русселя, 1900; Дивертисмент для струнного трио ор. 22 Й. Хаса, 1909; Дивертисмент для струн. инструментов Б. Бартока, 1939, и др.).

2) Промежуточные эпизоды в фуге, в к-рых прерывается полифонич. разработка темы и вводится новый интермедийного плана материал. См. Фуга.

3) Вставные эпизоды из балетных, иногда и вок. номеров между актами спектакля и в его конце; могут составлять целое представление развлекат. характера, объединённое общим сюжетом (в особенности Д., исполнявшиеся в конце спектакля). С сюжетом осн. представления, к к-рому они присоединяются, обычно не связаны (балет "Щелкунчик" Чайковского, 2-е действие). Появились ранее всего в комедии-балете 17 в. (напр., "Мещанин во дворянстве" Мольера с муз. номерами Люлли, 1670), в лирич. трагедиях Люлли (напр., "Кадмус и Термина", 1673). Ж. Ф. Рамо на основе Д. создаёт новый жанр оперы-балета. Д. встречаются во мн. франц. операх 19-20 вв. ("Фауст" Гуно, редакция 1869; "Самсон и Далила" Сен-Санса, 1877; "Падмавати" Русселя, 1923).

4) В России во 2-м десятилетии 19 в. Д. назывались представления нар.-бытового характера, состоявшие из песен, танцев и драматич. диалога. Они создавались гл. обр. на патриотич. сюжеты, связанные с событиями Отечественной войны 1812, напр. "Ополчение, или Любовь к отечеству" (1812), муз. К. А. Кавоса, "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), муз. С. И. Давыдова.

Литература: l) Sandberger A., Zur Geschichte des Haydnschen Streichquartetts, в кн.: Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bd 1, Mьnch., 1921; Hoffmann H., Ьber die Mozartschen Serenaden und Divertimenti, в кн.: Mozart-Jahrbuch, III, Augsburg, 1929; Hausswald G., Mozarts Serenaden, Lpz., 1951; его жe, Der Divertimento-Begriff bei G. Chr. Wagenseil, "AfMw", Jahrg. IX, 1952, H. 1; Hess R., Serenade, Cassation, Notturno und Divertimento bei M. Haydn, (Mainz), 1963 (Diss.); 3) Marx А. В., Gluck und die Oper, В., 1863; Eсоrсhйvi11e J., De Lully а Rameau. L'esthйtique musicale, P., 1906; Masson P.-M., Lullystes et Ramistes, "Annйe musicale". I, 1911; его же, Le ballet hйroique, "RM", 1928, Juin; его же, L'opйra de Rameau, P., 1930; Kretschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen, VI), рус. пер., Л., 1925.

E. A. Мнацаканова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дивертисмент — Развлечение, забава (вставочное представление) Ср. Незваные гости (явившиеся в масках) по буквальному тексту данного приказа были отвезены и выброшены на Волковом поле, получившем свое название от зверей, приходивших туда каждую ночь доканчивать тех... Фразеологический словарь Михельсона
  2. дивертисмент — -а, м. Музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, даваемое в дополнение к спектаклю или концерту. В театре «Гармония» на святках давались дневные спектакли с большим дивертисментом. Катаев, За власть Советов. [франц. divertissement] Малый академический словарь
  3. дивертисмент — Дивертисме́нт/. Морфемно-орфографический словарь
  4. дивертисмент — дивертисмент , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. Дивертисмент — (от франц. divertissement — увеселение, развлечение) в театре, в 17—18 вв. вставная или заключительная часть драматического спектакля (иногда оперного или балетного), состоящая из пения, танцев, комических сценок, пародий и др. Большая советская энциклопедия
  6. дивертисмент — орф. дивертисмент, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. дивертисмент — ДИВЕРТИСМЕНТ а, м. divertissement m. 1. устар. Развлекательный, увеселительный спектакль. Здесь нового не имеем, токмо господа венециане уже начали свои дивертисменты — четыре оперы и пять комедий. 1707. АК 3 367. Словарь галлицизмов русского языка
  8. дивертисмент — ДИВЕРТИСМЕНТ -а; м. [франц. divertissement] 1. Концерт или спектакль, состоящий из отдельных номеров. Балетный д. 2. Небольшая инструментальная пьеса (обычно развлекательного характера). Играть д. ◁ Дивертисментный, -ая, -ое. Д. спектакль. Д-ая сюита. Толковый словарь Кузнецова
  9. дивертисмент — ДИВЕРТИСМЕНТ, а, м. (спец.). Различные номера, дополняющие главное представление. Увеселительный д. Танцевальный д. | прил. дивертисментный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. дивертисмент — Дивертисмента, м. [фр. divertissement] (театр.). Театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению. Большой словарь иностранных слов
  11. дивертисмент — ДИВЕРТИСМ’ЕНТ, дивертисмента, ·муж. (·франц. divertissement) (театр.). Театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению. Толковый словарь Ушакова
  12. дивертисмент — дивертисмент м. 1. Ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту. Толковый словарь Ефремовой
  13. ДИВЕРТИСМЕНТ — ДИВЕРТИСМЕНТ (франц. divertissement, букв. — развлечение) — 1) вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17-19 вв. 2) Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др. Большой энциклопедический словарь
  14. Дивертисмент — (забава, divertimento — итал., divertissement — франц.) — так называются музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес, для одного или нескольких инструментов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона