Двойной канон

Полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития. Д. к. может быть конечным (завершающимся каденцией) и бесконечным (возвращающимся к началу).

Двойной канон

Двойной шестиголосный канон I разряда. Н. Я. Мясковский. 8-я симфония, часть I.

Как первые, так и вторые Д. к. делятся на разряды. В канонах I разряда расстояния между вступлениями голосов равны, в канонах II разряда — различны. Разновидностью бесконечных канонов на 2 темы являются двойные бес конечные каноны-секвенции, также делящиеся на разряды. Встречаются и Д. к. в обращении. Д. к. бывают 4-, 5- и 6-голосные.

Двойной канон. Рис. 1

Двойной бесконечный канон-секвенция I разряда. Ю. А. Шапорин. Пассакалия для фортепиано.

Двойной канон. Рис. 2

Канон в обращении. Палестрина. Каноническая месса.

Т. Ф. Мюллер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me