Далейрак Н. М.

Далерак, д'Алерак (Dalayrac, d'Alayrac) Никола Мари (8 VI 1753, Мюре, Верхняя Гаронна — 26 XI 1809, Париж) — франц. композитор. Чл. Шведской академии (1798). Вопреки воле отца, готовившего сына к профессии адвоката, Д. упорно овладевал игрой на скрипке. В 1774-81 служил в армии. Одновременно брал уроки гармонии у О. Ф. Лангле, пользовался советами А. Э. М. Гретри. В 1781 в Париже на сцене придв. т-ра пост. комич. оперы Д. "Скромный ужин" ("Le petit souper") и "Модный всадник" ("Le Chevalier а la mode").

Д. работал преим. в оперном жанре. Непритязательная, но мелодичная музыка его опер была любима слушателями; благодаря остроте сюжетов, умелому использованию характерных элементов франц. и итал. нар. муз. комедий оперы Д. имели успех. На события Великой франц. революции Д. откликнулся созданием ряда произв., в т.ч. опер "Утро 14 июля" ("Le Chкne patriotique, ou La matinйe du 14 juillet", 1790), "Филипп и Жоржетта" (1791). Написал для исполнения народом "Оду верховному существу" ("Ode а l'Etre suprкme"), "Песнь пушек" ("La chanson des canons"). Широкую известность приобрели его куплеты "Будем на страже страны" ("Veillons au salut de l'empire"; Д. приспособил к этим словам музыку из оперы "Рено д'Аст").

Сочинения: оперы (св. 60), в т.ч. Полное затмение (L'йclipse totale, 1782, "Комеди Итальенн", Париж), Приданое (La dot, 1785, там же), Нина, или Безумная от любви (Nina, ou La folle par amour, 1786, там же), Рено д'Аст (1787, там же), Два маленьких савойяра (Les deux petits savoyards, 1789, там же), Беспокойный вечер (La soirйe orageuse, 1790, там же), Камиль, или Подземелье (Camille, ou Le souterrain, 1791, там же), Всё ради любви, или Ромео и Джульетта (Tout pour l'amour, ou Romйo et Juliette, 1792, т-р "Фавар", Париж), Дом продаётся (Maison а vendre, 1800, т-р "Опера комик", Париж), Гулистан (Gulistan, ou Le Huila de Samarcande,1805, там же), Лина, или Тайна (Lina, ou Le mystиre, 1807, там же), Поэт и музыкант, или Я ищу сюжет (Le poиte et le musicien, ou Je cherche un sujet, 1811, т-р "Фейдо", Париж); трио, струн. квартеты; песни и др.

Литература: Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 87-95; Ля-Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937, с. 135-37; Rixйrйcourt R. Ch. — G. de, Vie de Dalayrac, P., 1810; Cucuel G., Les crйateurs de l'Opйra-comique, P., 1914.

E. P. Бронфин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me