Давыдов С. И.

Степан Иванович (1777-10 (22) V 1825, Москва) — рус. композитор, дирижёр и педагог. Учился в Придв. певч. капелле в Петербурге у Дж. Сарти. В 1800-04 и 1806-10 капельмейстер театр. школы. Переехав в Москву, руководил муз. частью т-ра Шереметевых. С 1815 капельмейстер и учитель пения при моск. казённых театрах. Творчество Д. связано гл. обр. с т-ром. Наиболее крупная его работа — музыка 3-й и 4-й частей оперной тетралогии "Днепровская русалка" (1805, 1807), а также 6 дополнит. номеров к 1-й её части (1-я ч. — это переработка зингшпиля австр. комп. Ф. Кауэра "Женщины Дуная"). Автор балетов "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802, оба пост. И. И. Вальберхом), музыки к трагедиям "Ирод и Мариамна" Державина (1808), "Электра и Орест" Грузинцева (1809), "Дмитрий Донской" Озерова (1824). Д. принадлежит музыка патриотич. дивертисментов, включающая хор. и орк. обработки народных песен и танцев: "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (оба 1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках", "Гулянье на Воробьёвых горах" (оба 1816), "Праздник жатвы" (1824). Написал также духовные сочинения (10 четырёхгол. концертов, 3 концерта для 2 хоров и др.), песни. В творчестве Д. жанровая характерность, идущая от широкого использования фольклорных элементов, соединяется с повышенной романтич. экспрессией. Пейзажно-описат. эпизоды его опер (напр., вступление к 3-й ч. "Русалки", изображающее грозу) являются первыми образцами романтич. орк. звукописи в рус. музыке.

Литература: Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 129, 133-46, 163-64; Грачёв П. В., С. И. Давыдов, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956, с. 263-82.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me