Гранадос Э.

Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campiсa) Энрике (27 VII 1867, Лерида, Каталония — 24 III 1916, погиб в Ла-Манше) — испан. композитор, пианист и педагог. Учился в Барселоне у Ф. Хурнета и X. Б. Пухоля (фп.) и Ф. Педреля (композиция), совершенствовался у Ш. В. Берио (фп.) и Ж. Массне (композиция) в Париже (в 1887). Вернувшись в Испанию, много концертировал на родине и в др. странах, приобрёл известность как интерпретатор Ф. Шопена, и Э. Грига. Выступал совм. с И. Альбенисом, Э. Изаи, К. Сен-Сансом, Ж. Тибо и др. В 1900 организовал в Барселоне Об-во классич. концертов (существовало недолго), в 1901 — Академию музыки (руководил ею до 1916). Как композитор дебютировал фп. циклом "Испанские танцы" ("Danzas espaсolas", 4 тетради, 12 пьес, 1892-1900), в к-ром уже наметились осн. черты творчества Г. — сочетание нар. нац. элементов с совр. приёмами письма. С творчеством Г. связано возрождение нац. испан. музыки, т. н. Ренасимьенто. Вслед за Альбенисом он создал классич. образцы музыки этого нового направления. Связь творчества Г. и др. представителей Ренасимьенто (М. де Фалья, X. Турина и др.) с нар. иск-вом определила пути, по к-рым развивалась испан. музыка рубежа 19-20 вв. На творчество Г. оказали влияние ф. Шопен (Г. сделал новую инструментовку его 2-го концерта), Ф. Лист и Э. Григ (Ж. Массне называл Г. "испанским Григом"). Однако многим его произв. присущи элементы салонности. Среди фп. пьес на испан. сюжеты и мелодии — 2 цикла по 6 пьес "Гойески" ("Goyescas"); чаще др. исполняются пьесы 1-го цикла — "Влюбленные махи" ("Los majos enamorados"), навеянные впечатлениями от рисунков Ф. Гойи. На основе "Гойесок" Г. создал оперу того же названия (1916, Нью-Йорк).

Сочинения: оперы (6), в т.ч. Пикароль (1901, Барселона), Лилиана (1911, там же); для орк. — симф. поэма, посв. Данте (по мотивам Божественной комедии Данте, 1908), сюиты, в т. ч. Арабская (Suite arabe); для фп. и камерного орк. — сюита Элисенда; камерно-инстр. ансамбли — серенада для 2 скр. с фп., фп. трио, Ориенталь (Oriental, для гобоя и струн, инстр.); для фп. — Концертное аллегро (Allegro de concierto), Арагонская рапсодия, Испанское каприччо (Сарricho espaсol), 6 романтических сцен (6 Escenas romбnticas), Поэтические вальсы (Valses poйticos), 5 эскизов для детей (Воcetos), фп. циклы (в т. ч. 6 пьес на испан. нар. напевы), Сказки для молодежи (Cuentos para la Juventud, 10 пьес); для голоса с фп. — Тонадильи в старинном стиле на cл. P. Перикет-и-Суаснабара (Colleccion de tonadillas, escritas en estile antiguo), песни и др.; транскрипции сонат Д. Скарлатти для фп.

Литература: Вайсборд М., Энрике Гранадос, "СМ", 1964, No 2; Розеншильд К., Энрике Гранадос, М., 1971; Boladeres Ibern G. de, Enrique Granados, Barcelona, (1921); Subira Puig J., Enrique Granados, Madrid, 1926; Mason E. L., Enrique Granados, "ML", XIV, 1933, p. 231; Fernбndez-Cid A., Enrique Granados, Madrid, 1956; Сampo A. del, Enrique Granados, Madrid, 1966.

M. А. Вайсборд.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me