Гокет

(hoquotus, а также (h)oketus, (h)ochetus, латинизир. формы старофранц. hoquet — икота, итал. ochetto) — приём изложения в средневек. полифонич. музыке. Состоит в том, что каждый из двух смежных голосов вступает тогда, когда другой замолкает. Переходы от голоса к голосу в Г. могут осуществляться на гранях кратких попевок и даже на каждом звуке. Г. появился как род дисканта в сев. Франции ок. 1200 (школа Нотр-Дам, Париж). Предполагают, что он проник во Францию из арабских стран через Сицилию (Г. Хусман). Г. применялся в эпохи ars antiqua и ars nova, использовался в изоритмич. мотете, а в 14 в. — во франц. chasse и особенно в итал. качче (в связи с текстом). Существовали и целые произв., осн. на принципе Г. и носившие это назв., — как с текстом, так и без текста (возможно, исполнялись на инструментах). Хотя, как правило, даже в 3-4-гол. ткани Г. образуют лишь 2 голоса, существует уникальный пример 3-голосного Г. (Double Hoquet Машо над изоритмич. тенором). В 14 в. Г. вышел из употребления.

Литература: Schneider M., Der Hochetus, "ZfMw", Je XI, 1928/29, H. 7.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me