Глиссандо

(итал. glissando, от франц. glisser — скользить) — особый приём игры, заключающийся в быстром скольжении пальца по струнам или клавишам муз. инструмента. В отличие от portamento, являющегося средством выразит. исполнения, не фиксируемого композитором в нотной записи и часто ошибочно называемого Г., собственно Г. фиксируется в потной записи, представляя неотъемлемую часть нотного текста. В фп. игре Г. достигается скольжением внешней стороны ногтевой фаланги большого или 3-го пальца (обычно правой руки) по белым или чёрным клавишам. В произв. для клавишных инструментов Г. впервые встречается у франц. композитора Ж. Б. Моро в его сб. "Первая книга пьес для клавесина" ("Premier livre piиces de clavecin", 1722). Особые технич. трудности представляет исполнение на фп. Г. гаммообразных последовательностей двойных нот (терций, секст, октав) одной рукой (при её твёрдо фиксируемом положении), требующее одновременного скольжения по клавишам двух пальцев (такого рода Г. исполняются и двумя руками).

Относительно легко Г. исполняется на фп. старых конструкций с их более податливой, т.н. венской механикой. Возможно поэтому Г. параллельными секстами применялось уже В. А. Моцартом (вариации "Lison dormant"). Октавные Г. встречаются у Л. Бетховена (концерт до мажор, соната ор. 53), К. М. Вебера ("Концертштюк", ор. 79), Г. терциями и квартами — у М. Равеля ("Зеркала") и др.

Если на клавишных инструментах с их темперированным строем при помощи Г. извлекается звукоряд с определённой высотой тонов, то на смычковых инструментах, для к-рых характерен свободный строй, посредством Г. извлекается хроматич. последовательность звуков, при к-рой необязательно точное исполнение полутонов (с Г. на смычковых инструментах не следует смешивать аппликатурный приём — исполнение хроматической гаммы скольжением пальца). Поэтому значение Г. при игре на смычковых инструментах гл. обр. в колористич. эффекте. Исполнение Г. нек-рых пассажей на смычковых инструментах, кроме хроматич. звукоряда, возможно лишь при игре флажолетами. Один из ранних примеров Г. на смычковых инструментах — у итал. композитора К. Фарины (в "Необычайном каприччо", "Capriccio stravagante", 1627, для скр. соло), использующего Г. как натуралистич. приём звукоподражания. В классич. музыке для смычковых инструментов Г. почти не встречается (редкий случай Г. восходящей хроматич. последовательности октавами в коде 1-й части концерта для влч. А. Дворжака). Как приём блестящей виртуозной игры Г. широко применялся в произв., написанных скрипачами и виолончелистами романтич. направления (Г. Венявский, А. Вьётан, П. Сарасате, Ф. Серве и др.). Особенно разнообразно используется Г. как тембровая окраска в муз. лит-ре 20 в. для смычковых инструментов и как колористич. прием в оркестровке (С. С. Прокофьев — Скерцо из 1-го концерта для скрипки; К. Шимановский — концерты и пьесы для скрипки; М. Равель — рапсодия "Цыганка" для скрипки; З. Кодай — Г. аккордами в сонате для влч. соло; Г. скрипок и контрабасов в "Испанской рапсодии" Равеля). Один из наиболее характерных примеров Г. влч. содержится во 2-й части сонаты для влч. и фп. Д. Д. Шостаковича. Особый приём составляет Г. флажолетами, напр. виолончелей у Н. А. Римского-Корсакова ("Ночь перед рождеством"), В. В. Щербачёва (2-я симфония), Равеля ("Дафнис и Хлоя"), альтов и влч. у М. О. Штейнберга ("Метаморфозы") и др.

Г. — широко распространённый приём в игре на педальной арфе, где оно получило совершенно особое применение (в сочинениях композиторов 1-й пол. 19 в. часто использовался итал. термин sdrucciolando). Apфовое Г. обычно строится на звуках септаккордов (в т.ч. и уменьшенных; реже на звуках нонаккордов). При игре Г. все струны арфы, с помощью перестройки отд. звуков, дают звучание только тех нот, к-рые входят в данный аккорд. При нисходящем движении Г. на арфе исполняется слегка согнутым первым пальцем, при восходящем — вторым (одной или двумя руками в сходящемся, расходящемся и перекрещивающемся движении рук). Изредка применяется Г. на гаммообразных последовательностях.

Г. применяется при игре на медных дух. инструментах — на тромбоне с помощью движения кулисы (напр., соло тромбона в "Пульчинелле" И. Ф. Стравинского), трубе, на ударных инструментах (напр., Г. педальных литавр в "Музыке для смычковых инструментов, ударных и челесты" Б. Бартока).

Г. широко используется в народной инстр. венг. (стиль вербункош), рум. и молд. музыке, а также в джазе. В нотной записи Г. обычно котируются лишь начальный и конечный звуки пассажа, промежуточные звуки заменяются чертой или волнистой линией.

Глиссандо

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. глиссандо — нескл., ср. муз. Прием игры на музыкальных инструментах, заключающийся в легком и быстром скольжении пальцем по клавиатуре или по струнам. [итал. glissando] Малый академический словарь
  2. глиссандо — Глисса́ндо, неизм. и нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  3. Глиссандо — (итал. glissando, от франц. glisser — скользить) особый приём извлечения звука при исполнении музыкальных произведений; исполнитель скользит пальцем поперёк струн арфы, вдоль струны смычкового инструмента... Большая советская энциклопедия
  4. глиссандо — орф. глиссандо, неизм. и нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  5. глиссандо — ГЛИССАНДО нареч. glisser > ит. glissando. нареч. 1. Извлекая звук быстрым скольжением пальца (пальцев) по клавиатуре или по струнам музыкального инструмента. БАС-2. 2. В знач. сущ., нескл. ср. Словарь галлицизмов русского языка
  6. глиссандо — глиссандо , неизм. и нескл. , с. Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. глиссандо — ГЛИССАНДО [итал. glissando] Муз. I. нареч. Легко и быстро скользя пальцем (пальцами) по клавишам или струнам музыкального инструмента. II. неизм.; ср. Такой приём извлечения звука при исполнении музыкального произведения. Толковый словарь Кузнецова
  8. глиссандо — [ит. glissando – скользя] (муз.). 1. нескл., ср. Быстрый пробег пальцем по клавишам рояля или скользящее движение смычка, пальца по струнам. 2. нареч. Скользя пальцами по клавишам рояля или смычком по струнам. Большой словарь иностранных слов
  9. глиссандо — ГЛИСС’АНДО (·итал. glissando — скользя) (муз.). 1. нескл., ср. Быстрый пробег пальцем по клавишам рояля или скользящее движение смычка, пальца по струнам. 2. нареч. Скользя пальцами по клавишам рояля или смычком по струнам. Толковый словарь Ушакова
  10. глиссандо — глиссандо I нескл. ср. Один из приёмов извлечения звука при исполнении музыкального произведения. II неизм. прил. Извлечённый быстрым скольжением пальца или пальцев по клавиатуре или по струнам (о способе получения звука). III нареч. обстоят. качества... Толковый словарь Ефремовой
  11. ГЛИССАНДО — ГЛИССАНДО (итал. glissando, от франц. glisser — скользить) — в музыке — плавное скольжение от одного звука к другому; дает колористический эффект. Большой энциклопедический словарь