Глас

(старослав., равнозначно рус. слову голос) — в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. попевочный фонд церк. пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. и строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. модуляция, т. е. переход из одного Г. в другой. Иногда на протяжении одного песнопения затрагивались все восемь Г. Наконец, было известно нек-рое количество песнопений, мелодич. материал к-рых не был ограничен кругом попевок осмогласия.

Исследователи рус. церк. пения 19 в., исходя из распространённого в их время представления об универсальном значении античной муз. системы (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский), стремились объяснить русские Г. с помощью древнегреч. теории музыки, но попытки отождествления их с древнегреч. ладами оказывались научно несостоятельными. Позднее В. М. Металлов установил, что в основе рус. осмогласия лежит не система звукорядов с разл. господствующими и конечными тонами, а сумма попевок, из к-рых одни принадлежат отд. Г., другие же употребляются в нескольких Г., но излагаются по-разному. Позднейшие исследования музыковедов-византологов (Г. Дж. У. Тильярд, Э. Веллес) показали, что тот же принцип лежал в основе системы византийских ладов (см. Византийская музыка).

Попевочный фонд рус. осмогласия накапливался постепенно. Количество попевок в певческих уч. пособиях 17 в. исчисляется сотнями, но в Г. они распределены неравномерно. Наименьшее количество попевок — примерно по 150 — содержат 3, 5, 6 и 7-й гласы. В 1, 2 и 4-м гласах примерно по 200 попевок, а в 8-м гласе около 300. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но разл. по напеву. Их принято обозначать словами: "Ин перевод" или "Преводне".

Литература: Разумовский Л., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887; Металлов В., Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам, М., 1900; Бражников М., Пути развития знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.

Н. Л. Успенский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. глас — -а, м. 1. трад.-поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. Малый академический словарь
  2. глас — Голос, напев, мольба. Краткий церковнославянский словарь
  3. глас — Глас/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Глас — (старославянское слово, то же, что голос) 1) в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. Большая советская энциклопедия
  5. глас — орф. глас, -а (устар. к голос; церк. муз.) Орфографический словарь Лопатина
  6. глас — ГЛАС а, м. glace f. 1. кулин. Глас т. е. лед или зеркало: .. У поваров значит оное приготовление соку для желе. 1795. Сл. пов. 1 453. 2. кулин.У приспешников и кандиторов покрывание сахаром на яичном белке. Сл. пов. 1 453. Словарь галлицизмов русского языка
  7. глас — см. >> голос Словарь синонимов Абрамова
  8. глас — (голос, ср. глас народа). Заимств. из ст.-сл. яз. Исходное общеслав. *golsъ (> гласъ после развития неполногласия) — суф. производное (суф. -s-, ср. волос) от той же звукоподражательной основы, что и глагол. Этимологический словарь Шанского
  9. глас — ГЛАС -а; м. 1. Высок. = Голос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии). 2. мн. Толковый словарь Кузнецова
  10. глас — ГЛАС, а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). • Глас вопиющего в пустыне (книжн. Толковый словарь Ожегова
  11. глас — ГЛАС м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. || Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований... Толковый словарь Даля
  12. глас — ГЛАС, гласа, ·муж. 1. То же, что голос в 1 и 4 ·знач. (·церк.-книжн., ·поэт. ·устар. ). «Все природы голоса сливались тут, не раздался... лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый. Толковый словарь Ушакова
  13. глас — глас I м. 1. Разновидность лада в церковной музыке. 2. Напев, входящий в систему церковного пения. II м. устар. 1. Физическая составляющая речевого звука... Толковый словарь Ефремовой
  14. ГЛАС — ГЛАС (греч. echos) — в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия. Большой энциклопедический словарь
  15. глас — Церк. и поэт., гла́сный "публичный", также "городской депутат", производное от глас "голос". Подробнее см. на го́лос. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. Глас — (церк.-слав.) — в техн. смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона