Гетерофония

(от греч. eteros — другой и ponn — звук) — вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или неск. голосах происходят отступления от основного напева. Термин "Г." применялся уже у древних греков (Платон, Законы, VII, 12), однако смысл, к-рый ему придавался в то время, точно не установлен. Впоследствии термин "Г." вышел из употребления и был возрождён лишь в 1901 нем. учёным К. Штумпфом, использовавшим его в указанном выше значении.

Отступления от осн. напева в Г. обусловливаются естеств. различиями исполнит. возможностей человеч. голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей. В этом заключаются общие для многих нар. муз. культур корни многоголосия. В развитых нар.-песенных и инстр. культурах на основе нац. различий, своеобразных форм бытования нар. муз. творчества и особенностей исполнителей выработались эстетич. нормы, местные традиции, возникли многообразные проявления основного принципа — одновременного сочетания разл. вариантов одной мелодии. В таких культурах заметны и разл. направления развития гетерофонного многоголосия. В одних преобладает орнаментальное, в других — гармоническое, в третьих — полифонич. варьирование мелодии. В совершенно особую ветвь Г. вылилось развитие рус. нар.-песенного многоголосия, приведшее к образованию самобытного склада — подголосочного многоголосия.

Хотя достоверные письменные памятники, иллюстрирующие историю развития Г., отсутствуют, следы гетерофонного происхождения нар. многоголосия в большей или меньшей степепи сохранились повсюду. Это подтверждают как образцы древнего многоголосия, так и старинные нар. песни стран Зап. Европы:

Гетерофония

Образец органума из приписываемого Хукбальду трактата "Musica enchiriadis". ("Руководство по музыке").

Гетерофония. Рис. 1

Танцевальная песня 13 века. Из собрания X. И. Мозера "Tцnende Altertьmer".

Гетерофония. Рис. 2

Литовская народная песня "Aust ausrelй, tek saulelй" ("Занимается зорюшка, всходит солнышко"). Из книги Я. Чюрлёните "Литовское народное песенное творчество". 1966.

В ряде образцов нар. многоголосия зап.-европ. стран, где в целом следов Г. сравнительно со слав. и вост. культурами меньше, обнаруживается сочетание импровизационности с отобранными практикой средствами выражения, в частности с определившейся у отд. народностей вертикалью, с установившимся отношением к диссонансу и консонансу. Для мн. культур характерны унисонные (октавные) окончания, параллельное движение голосов (терциями, квартами и квинтами), преобладание синхронности в произношении слов.

Гетерофония. Рис. 3

Русская народная песня "Оповадился Иван". Из сборника "Русские народные песни Поморья". Составитель С. Н. Кондратьева. 1966.

Гетерофонный принцип заметен и в таких многоголосных нар.-песенных культурах, где двух- и трёхголосно достигли большой полифоничности. В процессе исполнения нередко наблюдается деление отдельных партий, периодически создающее увеличение числа голосов.

Орнаментальное "расцвечивание" осн. мелодии в инстр. аккомпанементе свойственно Г. арабских народов в Сев. Африке. Отклонения от осн. напева (в сочетании с отд. ростками полифоничности), возникающие при исполнении мелодии мн. инструментами, каждый из к-рых варьирует мелодию в соответствии с наиболее характерной для него манерой исполнения и закреплёнными эстетическими принципами, составляют основу музыки для гамелана в Индонезии (см. нотный пример).

Гетерофония. Рис. 4

Отрывок из музыки для гамелана. Из книги Р. Батки "Geschichte der Musik".

Исследование разл. нар. муз. культур и внимательное изучение и творческое использование композиторами образцов нар. иск-ва, в т. ч. и традиций многоголосия, привели к осознанному обогащению их музыки гетерофонными типами взаимоотношений голосов. Образцы такого многоголосия встречаются у зап.-европ. и рус. классиков, у совр. советских и зарубежных композиторов.

Литература: Мельгунов Ю., Русские песни, непосредственно о голосов народа записанные, вып. 1-2, М.- СПБ, 1879-85; Скребков С., Полифонический анализ, М., 1940; Tюлин. Ю., О зарождении и развитии гармонии в народной музыке, в сб.: Очерки по теоретическому музыкознанию, под ред. Ю. Тюлина и А. Буцкого, Л., 1959; Бершадская Т., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961; Григорьев С. и Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1961; Stumpf С., Tonsystem und Musik der Siamesen, в кн.: Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft, hrsg. von C. Stumpf, Вd 3, Lpz., 1901; Adler G., Ьber die Heterophonie, "JbP", 1909; Schneider M., Geschichte der Mehrstimmigkeit, Bd 1, В., 1934, Rom, 1964.

Т. Ф. Мюллер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гетерофония — орф. гетерофония, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. Гетерофония — (от Гетеро... и греч. phone—звук) исполнение мелодии несколькими певцами, инструменталистами или теми и другими, при котором в одном или нескольких голосах эпизодически возникают отступления от основного напева. Большая советская энциклопедия
  3. гетерофония — гетерофония , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. ГЕТЕРОФОНИЯ — ГЕТЕРОФОНИЯ (от гетеро... и греч. phone — звук) — древнейший музыкальный склад, промежуточный между одно- и многоголосием. Представляет собой одновременное звучание вариантов одной мелодии. Большой энциклопедический словарь