Ганслик Э.

Xанслик (Hanslick) Эдуард (11 IX 1825, Прага — 6 VIII 1904, Баден, близ Вены) — австр. музыковед. Занимался теорией музыки и игрой на фп. у В. Я. Томашека. Учился на юридическом ф-те Пражского, а затем Венского ун-тов. С 1846 выступал как муз. критик, сотрудничал в различных органах венской периодической печати. С 1861 профессор Венского ун-та по теории и истории музыки. Читал публичные лекции о музыке во мн. городах Австрии, Чехии, Германии. Широко известен эстетич. труд Г. "О музыкально-прекрасном" (1-е изд. 1854, Лейпциг), носящий остро полемич. характер и направленный гл. обр. против романтич. эстетики. Одновременно Г. критиковал положение теории аффектов и взгляды франц. просветителей, считавших определяющим началом муз. выразительности интонации человеческой речи. Эта критика велась Г. с реакционных формалистич. позиций. В осн. положениях своего труда Г. опирался на взгляды И. Ф. Гербарта, исходившего из философии И. Канта. Г. противопоставлял музыку как особую форму духовной деятельности др. видам иск-ва. Отсюда проистекало его отрицательное отношение к программной музыке и опере. Г. приходил к определению музыки как игры. Книга Г. вызвала множество полемич. откликов. К наиболее последовательным противникам Г. на Западе принадлежал А. В. Амброс, в России — А. Н. Серов. Вместе с тем эстетич. воззрения Г. оказали значит влияние на развитие зап.-европ. муз. науки. В частности, они послужили исходным пунктом для теории муз. стилей X. Римана и Г. Адлера.

Своей деятельностью Г.-критик часто опровергал Г.-теоретика и в конкретных суждениях не всегда последовательно придерживался собственных эстетич. принципов. Г. энергично пропагандировал наследие И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и особенно Л. Бетховена, к-рого он сравнивал с У. Шекспиром как художника, в совершенстве выразившего дух времени. Крупнейшим композитором послебетховенской эпохи Г. признавал Р. Шумана, хотя и оспаривал некоторые его эстетич. взгляды. Среди музыкантов 2-й пол. 19 в. Г. высоко оценивал И. Брамса, восторженно отзывался о "Кармен" Бизе. В то же время он был непримиримым противником Ф. Листа и Р. Вагнера и в течение всей своей жизни вел упорную борьбу с возглавлявшимися ими направлениями. Г. — один из первых зап. критиков, серьезно оценивший ряд произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Но при этом он проявлял явное непонимание нац.-своеобразных черт рус. музыки. Несмотря на противоречия, муз.-критич. наследие Г. представляет интерес как отражение идейно-эстетич. борьбы в европ. музыке 19 в. и как богатый источник муз.-историч. сведений. Блестящий стилист, разносторонне образованный, он немало способствовал поднятию авторитета муз. критики.

Сочинения: О музыкально-прекрасном. Пер. и предисл. Г. А. Лароша, М., 1910; Geschichte des Konzertwesens in Wien. 1848-1866, Bd 1-2, W., 1869-70; Die moderne Oper. Kritiken und Studien, Bd 1-9, В., 1875-1900, 1911; Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1894, 1912.

Литература: Серов А. Н., Опера и её новейшие направления, в его кн.: Критические статьи, т. 2, СПБ, 1892, с. 1195-96; его же, Гектор Берлиоз, там же, т. 4, СПБ, 1895, с. 1939-1940; Вагнер В. A., О прекрасном в музыке. Критика на сочинение Ганслика, "Вопросы философии и психологии", 1895, кн. 29; Линицкий A., Эстетическая теория Э. Ганслика (Критический этюд), "РМГ", 1914, NoNo 20-21, 22-23; Ганслик как музыкальный критик и воинствующий теоретик музыкального формализма, в кн.: Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968; Hirschfeld R., Das kritische Verfahren Е., Hanslicks, W., 1895.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me