Галилеи В.

(Galilei) Винченцо (ок. 1520, Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции — погребён 2 VII 1591, Флоренция) — итал. композитор, лютнист, муз. теоретик, математик. Отец физика, механика и астронома Г. Галилея. Изучал теорию музыки у Дж. Царлино в Венеции, учился игре на лютне в Пизе. С 1572 жил во Флоренции. Участник Флорентийской камераты, для к-рой его труды, особенно "Диалог о древней и новой музыке" ("Dialogo della musica antica et della moderna", Firenze, 1581, факсим. изд. Roma, 1934), имели программное значение. Сторонник антич. традиций, Г. выступал против многоголосия в вок. музыке. Принципы гомофонного стиля он применил в написанных им "Песне графа Уголино" на стихи из "Божественной комедии" Данте и "Плаче пророка Иеремии", к-рые он сам исполнял в сопровождении виол в доме мецената Дж. Барди, где собирались члены Флорентийской камераты (оба сочинения не сохранились). Г. писал мадригалы (изд. 2 книги — 1574, 1587, Венеция), пьесы для лютни, виолы. В теоретич. работах резко полемизировал со сторонниками контрапунктич. системы. Г. обнаружил ценные муз. памятники Др. Греции, в т.ч. гимны поэта Месомедеса.

Сочинения: Fronimo. Dialogo nel quale si contengono le vere, et necessarie regole del intavolare la musica nel liuto, Venezia, 1568, 1584; Discorso intorno all'opere di messer Gioseffo Zarlino da Chioggia, Firenze, 1589, faks., Mil., 1933; Il primo libro della prattica del contrapunto intorno all'uso delle consonanze, (Firenze), 1588-91; Discorso intorno all'uso delle dissonanze, (Firenze), 1588-91.

Литература: Ролла H. P., Опера в XVII веке..., M., 1931; Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, М., 1966, с. 514-520: Flеissnеr О., Die Madrigale Vincиnzo Galileis und sein Dialogo della musica antica e della moderna, Mьnch., 1922 (Diss.); La Camerata fiorentina. Vincenzo Galilei... a cura di F. Fano, Mil., 1934.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me