Виоль д'амур

Виола даморе (франц. — viole damour, итал. — viola damore, букв. — виола любви), либесгайге (нем. Liebesgeige), — смычковый инструмент виольного семейства (см. Виолы). Появился ок. 2-й пол. 17 в.; первое упоминание о В. да. относится к 1679 (Evelin, Memoirs, v. 1, p. 514). Корпус той же величины, что у большого альта, с более высокими обечайками и очертаниями, типичными для виол, головка инструмента — длинная, фигурная, с большим количеством колков. Имеет 5-7, чаще 6-7 жильных игровых струн и столько же или более (до 14) резонансовых металлич., протянутых под подставкой. Строй исполнитель мог менять по своему усмотрению. Чаще всего В. да. настраивалась по звукам мажорного или минорного трезвучия в зависимости от тональности исполняемого произведения.

Звук В. да. — нежного, мягкого, серебристого тембра. В отличие от виолы и др. её разновидностей, В. да. держат как скрипку — на плече (a braccio). Расцвет иск-ва сольной и ансамблевой игры на В. да. относится к 18 в. (во Франции и Германии — ко 2-й пол. 18 в.). В этот период создаётся обширная лит-ра для В. да.: сонаты А. Ариости, концерты А. Вивальди, сонаты и концерты К. Стамица (последний был выдающимся виртуозом на В. да.). Для В. да. писали также И. С. Бах, Г. И. Ф. Бибер, И. X. Граупнер, И. И. Кванц, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Руст и др. К концу 18 в. популярность В. да. резко падает. Интерес к В. да. возрождается в 19 в., что связано с успешными выступлениями в качестве исполнителя на В. да. франц. альтиста К. Урана. Под влиянием его игры Дж. Мейербер применил В. да. как солирующий инструмент для муз.-поэтич. характеристики драматич. действия в опере "Гугеноты" (1836, романс Рауля). Вслед за Мейербером мн. композиторы в своих оперных и орк. соч. использовали В. да.: Ш. М. Лёфлер (драм. поэма для В. да. и орк. "Смерть Тентажиля", 1897), Г. Шарпантье ("Луиза", 1900), Ж. Массне ("Жонглёр Нотр-Дам", 1902), Дж. Пуччини ("Мадам Баттерфлай", 1904) и др. В. да. изредка встречается в современной конц. практике. Выдающимися исполнителями на В. да. были франц. альтист А. Г. Казадезюс и сов. альтист В. В. Борисовский. Среди композиторов 19-20 вв., писавших для В. да.: Н. Я. Афанасьев (сюита для В. да. и фп.), П. Хиндемит (соната ор. 25 No 2 и концерт ор. 46 No 1), Ф. Мартен (церковная соната для В. да. и органа). Имеются многочисленные школы игры на В. да. — от созданных ещё в 18 в. (Л. Т. Миландра, 1771) и до современных (К. Штумпфа, 1961).

Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Zц11ег К., The viol damour, its origin and history, L., 1885; Briequeville E. de, La viole damour, P., 1908; Lesser E., Zur Scordatura der Streichinstrumente, mit besonderer Berьcksichtigung der Viola damore, "Acta musicologica", Lpz., 1932, v. 4, fasc. 3-4; A1tmann W. und Borissowsky W., Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viole damour, Wolfenbьttel, 1937; Kцhler W., Beitrдge zur Geschichte und Literatur der Viola damour, В., 1938 (Diss.); Boyden D. D., Ariosti's lessons tor viola damore, "MQ", 1946, v. XXXIII.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. виоль д'амур — ВИОЛЬ Д'АМУР viole d'amour. Разновидность виолы с резонансными струнами. Сл. 18. Фиолдамур — скрипка среброструнная. Кург. Виольдамуры, скрыпки, альты. МВ 1791 854. Словарь галлицизмов русского языка