Вильямс А.

(Williams) Альберто (23 XI 1862, Буэнос-Айрес -17 VI 1952, там же) — аргент. композитор, дирижёр, пианист, педагог, обществ. деятель. Первоначально учился музыке в Буэнос-Айресе, в 1882-1889 — в Парижской консерватории у С. Франка (орган и контрапункт), Э. Гиро, Э. Дюрана и Б. Годара (композиция), Ж. Матиа (фп.). В 1893 осн. консерваторию в Буэнос-Айресе, к-рую возглавлял до 1940. В 1900-10 часто выступал как дирижёр в странах Зап. Европы, пропагандируя аргент. проф. музыку. По инициативе В. в Буэнос-Айресе организованы муз. изд-во и журнал "La Quena". Был президентом и вице-президентом Нац. об-ва иск-в; возглавлял Аргент. конц. ассоциацию; чл. Нац. академии иск-в, почётный чл. Аргент. союза композиторов и Ассоциации фольклора. В. — основоположник нац. муз. школы. В зрелых его соч. черты позднего зап.-европ. романтизма сочетаются с элементами аргент. муз. фольклора.

Сочинения: для орк, — 9 симфоний (1907, 1910 — Колдунья с гор, La bruja de las montaсas; 1911 — Святая сельва, La selva sagrada; 1935 — Скрещение путей, El ataja caminos; 1936 — Сердце куклы, El corazуn de la muсeca; 1937 — Смерть кометы, La muerte del cometa; 1937 — Вечный покой, Eterno reposo; 1938 — Сфинкс, La esfinge; 1939 — Земноводные, Los batracios); 2 увертюры (1889, 1892); сюиты — Миниатюры (1890) и Милонга (1938); камерн.-инcтр. ансамбли: фп. трио, 3 сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., фп. пьесы, хоры и песни (большинство на собств. тексты).

Литературные сочинения: Pensamientos sobre la mъsica (1924-1940), (s. 1., s. a.).

Литература: Rosйs Laсоigne Z., A. Williams, musico argentino, B. Aires, 1942; Slonimsky N., A. Williams, father of Argentinian music, "Musical America", 1942, No 1; Risolia V. A., A. Williams, В. Aires, 1944; A. Williams, в кн.: Compositores de America, v. 2, Wash., 1956, p. 136-155.

M. M. Яковлев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me