Верачини

(Veracini), итал. музыканты. 1) Антoнио В. (17 I 1659, по др. данным 1650, Флоренция — 26 X 1733, там же) — скрипач и композитор. Придв. музыкант великой горцогини Виктории Тосканской. Автор сб. трио-сонат ор. 1 (1692), церк. сонат для скр. и баса оp. 2 (б. г.), камерных сонат для 2 скр. и баса ор. 3 (1696). 2) Франческо Мария В. (1 II 1690, Флоренция — по уточнённым данным, 31 X 1768, там же) — скрипач и композитор. Племянник и ученик Антонио В. По композиции занимался у Дж. М. Казини и Ф. Гаспарини. В 1714 с успехом дебютировал в Венеции. Совершил турне по европ. странам. Выступал в Лондоне (1715-17), был камер-виртуозом в Дрездене (1720-23), служил у графа Кинского в Праге, в 1736-45 жил в Лондоне, где были поставлены некоторые из его опер. В. — один из крупнейших итал. скрипачей 1-й пол. 18 в. Его игра отличалась необыкновенной певучестью, виртуозным блеском. Как композитор обладал самобытным творч. дарованием, создал произв., относящиеся к лучшим образцам итал. скрипичной музыки 18 в. В своих скрипичных сонатах и концертах выступал как предвестник романтизма. Для его произв. характерны колоритность письма, звуковая изобразительность (напр., "Соната с почтовым рожком"), стремление к новой динамике. Написал теоретич. трактат, оставшийся в рукописи (хранится в б-ке консерватории Керубини во Флоренции).

Сочинения: оперы — Адриан в Сирии (1735, т-р Порпора, Лондон), Милосердие Тита (La Clemenza di Tito, 1737, там же), Партенио (1738, там же), Розалинда (1744, там же), Ошибка Соломона (L'Errore di Salomone, 1744, там же); оратории, кантаты; для скр. — сб. сонат с басом ор. 1 (1714) и ор. 2 (1721, 1744), скр. концерты и др.

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 231-35; Na1dо A. R., Un trattato inedite e ignoto di Fr. M. Veracini, "RMI", Anno 42, 1938, I; Demeгini A., Elogio dell'asino e morte di Stradella in un trattato di Fr. M. Veracini, "La Scala", 1956, No 3.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me