Веллес Э.

(Wellesz) Эгон (р. 21 X 1885, Вена) — австр. музыковед и композитор. Д-р философии (1908). Учился в Вене у Г. Адлера (музыковедение) и К. Фрюлинга (фп., гармония) в ун-те, а также у А. Шёнберга (контрапункт, композиция).

В 1911-15 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 — в ун-те в Вене (с 1929 профессор).

После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогич. и науч. работу в Корол. муз. колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (рук. исследованиями визант. музыки), Эдинбургском ун-тах, а также в Принстонском ун-те (США).

В. — один из крупнейших исследователей визант. музыки; основатель Ин-та визант. музыки при Венской нац. б-ке (1932), участвовал в работе Визант. исследоват. ин-та в Думбартон-Оксе (США).

Один из основателей монумент. издания "Памятники византийской музыки" ("Monumenta musicae Byzantinae"), многие тома к-рого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г. Тильярдом расшифровал визант. нотацию т.н. "среднего периода" и раскрыл композиц. принципы визант. пения, определив тем самым новый этап в муз. византологии.

Участвует как автор и ред. в "Новой Оксфордской истории музыки"; написал монографию об А. Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе. Как композитор сложился под влиянием Г. Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, гл. обр. на сюжеты древнегреч. трагедий, к-рые ставились в 1920-х гг. в т-рах разл. нем. городов; среди них — "Принцесса Гирнара" (1921), "Алкестида" (1924), "Жертвоприношение пленного" ("Opferung der Gefangenen", 1926), "Шутка, хитрость и месть" ("Scherz, List und Rache", по произв. И. В. Гёте, 1928) и др.; балеты — "Чудо Дианы" ("Das Wunder der Diana", 1924), "Персидский балет" (1924), "Ахилл на Скиросе" (1927) и др. В. — автор 5 симфоний (1945-58) и симф. поэм — "Предвесеннее" ("Vorfrьhling", 1912), "Торжественный марш" (1929), "Заклинания Просперо" ("Prosperos Beschwцrungen", по "Буре" Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в т. ч. "Середина жизни" ("Mitte des Lebens", 1932); для хора с оркестром — цикл на сл. Рильке "Молитва девушек к богоматери" ("Gebet der Mдdchen zur Maria", 1909), концерта для фп. с орк. (1935), 8 струн. квартетов и др. камерно-инстр. произв., хоров, месс, мотетов, песен.

Сочинения: Der Beginn des musikalischen Barock und die Anfдnge der Oper in Wien, W., 1922; Byzantinische Kirchenmusik, Breslau, 1927; Eastern elements in Western chant, Boston, 1947, Cph., 1967; A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Die Musik der byzantinischen Kirche, Kцln, 1959; Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Essays on Opera, L., 1950; The origins of Schцnberg's twelve-tone system, Wash., 1958; Die Hymnen der Ostkirche, Basel, 1962.

Литература: Schollum R., Egon Wellesz, W., 1964.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me