Вальтер Б.

(Walter, наст. фам. Шлезингер (Schlesinger)) Бруно (15 IX 1876, Берлин — 17 II 1962, Беверли-Хилс, Калифорния) — нем. дирижёр. Учился композиции и игре на фп. в консерватории Штерна (Берлин). В 18 лет дебютировал как дирижёр в оперном т-ре Кёльна в спектакле "Оружейник" Лорцинга. В 1894-96 был концертмейстером, хормейстером, дирижёром в Гамбургской опере. Затем работал в оперных т-рах Бреслау (Вроцлав, 1896), Пресбурга (Братислава, 1897), Риги (1898) и в Берлинской королевской опере (1900). В 1901-12 по приглашению Г. Малера — в Венской гос. опере, с 1911 одноврем. руководил венской Певческой академией. В 1913-22 В. преемник Ф. Мотля на посту генерал-музик-директора Мюнхенской оперы; с 1925 генерал-музик-директор Городской оперы в Берлине. В. — один из основателей и неоднократный участник Зальцбургских фестивалей; в 1924-31 руководил пост. нем. опер в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", в 1929-33 — оркестром Гевандхауза в Лейпциге.

В 1933 В. после прихода к власти фашистов покинул Германию, с 1936 работал в Вене. В 1938 поселился во Франции, с 1939 жил в США (в 1946 принял амер. подданство). В 1941-45, 1950-51, 1956-57 работал в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировал в странах Европы и Америки, в т.ч. в России (1913, 1914); был одним из первых иностр. дирижёров, посетивших Сов. Союз (1923, 1927).

В. — крупнейший представитель школы Г. Малера, музыкант-мыслитель. Художеств. индивидуальности В. свойственна мягкость и поэтичность. В основе его воздействия на оркестр лежала сила убеждения, а не дирижёрский диктат. Исполнение В., сочетавшее эмоц. насыщенность с бережным отношением к авторскому тексту, отличалось свободой и непринуждённостью. В опере В. стремился к гармонич. единству музыки и её сценич. воплощения. В. — крупнейший интерпретатор произв. В. А. Моцарта, выдающийся исполнитель произв. Дж. Верди, Г. Малера (первый исполнитель "Песни о земле", 1911, и 9-й симфонии, 1912), А. Брукнера, И. Брамса, Л. Бетховена и др.

Выступал также как пианист-ансамблист и аккомпаниатор. Автор 2 симфоний, произв. для хора и оркестра, камерно-инстр. сочинений, песен. Почётный пред. Малеровского об-ва в Вене (1955); почётный чл. оркестра Гевандхауза (1961).

Литературные сочинения: Von den moralischen Krдften der Musik, W.-Lpz.-Z., 1935; Gustav Maler. Ein Portrдt, W.-Lpz.-Z., 1936, В.-Fr./M., 1957 (в рус. пер.- Густав Малер. Портрет, в кн.: Малер Г., Письма. Воспоминания, М., 1964 (пер. 1-й части кн. "Воспоминания" с нем. изд. 1957)); Theme und Variationen, Fr./M., 1961 (1-е изд. на англ. яз., L., 1947) (в рус. пер. — Тема с вариациями. Воспоминания и размышления, M., 1969 (серия: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 4)); Vom Mozart der Zauberflцte, Fr./M., 1955; Von der Musik und vom Musizieren, Fr./M., 1957 (в рус. пер. — О музыке и музицировании, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962).

Литература: Blaukopf К., Grosse Dirigenten, Teufen (St. Gallen-Bregenz) — W., (s. a.), S. 163-72; Коmоrn-Rе1hahn M., Was wir von Bruno Walter lernten, W., 1913; Stefan P., Bruno Walter, W., 1936; Mann Th., To Bruno Walter on his seventieth birthday, "MQ", 1946, No 4, Oct., p. 503-508; Gavoty В., Bruno Walter, Genf, 1956; Holde A., Bruno Walter, В., 1960; Вoult A., Thoughts on conducting, L., 1963, p. 62-64 (в рус. пер. — Боулт A., Мысли о дирижировании, "СМ", 1964, No 5, с. 70-71); Witeschnik A., Dirigenten, W.-Hannover-Bern, 1965, S. 139-44.

Е. Я. Рацер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me