Берков В. О.

Виктор Осипович (р. 8 (21) III 1907, Петербург) — советский музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1942). Первоначальное муз. образование получил у своей матери — пианистки В. М. Нугер-Берковой (ученицы А. Н. Есиповой). Окончил в 1929 экономич. отделение педагогич. ф-та Моск. ун-та, в 1937 — историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории (класс теории И. В. Способина). Преподаёт муз.-теоретич. предметы (в Моск. консерватории — в 1938-49, 1954-56, в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных с 1946), с 1968 профессор.

Осн. работы Б. посвящены проблемам гармонии, гармонич. анализа, совр. гармонич. языка, муз. формы. Ему принадлежат также путеводители по классич. операм (нек-рые совм. с В. В. Протопоповым).

Сочинения: Гармония Глинки, М.-Л., 1948; Хорошо темперированный клавир И. С. Баха, "СМ", 1950, No 7; Учебник гармонии Римского-Корсакова (Значение, теоретические основы, методика). Очерк, М., 1953; Вопросы художественной формы в русской классической опере, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. II, М., 1955; Симфонии Бетховена, М., 1957, 1964, 1970; О гармонии Прокофьева, "СМ", 1958, No 8; Пособие по гармоническому анализу. Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии, М., 1960, 1966; Гармония и музыкальная форма, М., 1962; Гармония. Учебник, ч. 1-3, М., 1962-66, 1970; Об относительной ладотональной неопределённости, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Формообразующие средства гармонии, М., 1971; О гармонии Бетховена. На путях к будущему, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Хроматическая фантазия Я. Свелинка. Из истории гармонии, М., 1972; и др.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me