Артикуляция

(лат. articulatio, от articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков). Она может быть разбита на 3 зоны — слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков А. На смычковых инструментах А. осуществляется ведением смычка, на духовых — регулированием дыхания, на клавишных — снятием пальца с клавиши, в пении — разными приёмами использования голосового аппарата. В нотной записи А. обозначается словами (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, pizzicato и др. или графич. знаками — лигами, горизонтальными чёрточками, точками, вертикальными чёрточками (в изданиях 18 в.), клинышками (обозначавшими острое staccato с нач. 19 в.) и разл. комбинациями этих знаков (напр.),

Артикуляция

или

Артикуляция. Рис. 1

Ранее всего А. стали обозначать (прибл. с нач. 17 в.) в произв. для смычковых инструментов (в виде лиг над 2 нотами, к-рые следует играть без смены смычка, связно). В произв. для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт — в своей "Новой табулатуре". ("Tabulatura nova", 1624) он использовал лиги; это нововведение рассматривалось им как "подражание скрипачам". Система обозначений А. получила развитие к концу 18 в.

Функции А. многообразны и нередко тесно связаны с ритмич., динамич., тембровыми и нек-рыми др. муз.-выразит. средствами, а также с общим характером муз. произв. Одна из важных функций А. — различительная; несовпадающая А. муз. построений способствует их рельефному разграничению. Напр., структура баховской мелодии нередко выявляется с помощью A.: ноты меньшей длительности исполняются более слитно, чем ноты большей длительности, широкие интервалы — более расчленённо, чем секундовые ходы. Порой эти приёмы суммируются, как, напр., в теме 2-голосной инвенции Баха F-dur (ред. Бузони):

Артикуляция. Рис. 2

Но различение может быть достигнуто и обратными средствами, как, например, в теме концерта c-moll Бетховена:

Артикуляция. Рис. 3

С введением фразировочных лиг (19 в.) А. стали смешивать с фразировкой, поэтому X. Риман и др. исследователи указывали на необходимость их строгого разграничения. Г. Келлер, пытаясь найти такое разграничение, писал, что "логическая связь фразы определяется одной лишь фразировкой, а ее выразительность — артикуляцией". Другие исследователи утверждали, что A. уточняет самые мелкие единицы муз. текста, фразировка же — связанные по смыслу и обычно замкнутые отрывки мелодии. В действительности А. — лишь одно из средств, с помощью к-рых может быть осуществлена фразировка. Сов. органист И. А. Браудо отмечал, что, вопреки мнению ряда исследователей: 1) фразировку и А. не объединяет общая родовая категория, и поэтому ошибочно определять их путём деления несуществующего родового понятия на два вида; 2) поиски определённой функции А. неправомерны, так как её логич. и выразительные функции весьма многообразны. Поэтому дело не в единстве функций, а в единстве средств, к-рые опираются на соотношение прерывного и непрерывного в музыке. Все многообразные процессы, происходящие в "жизни" одной ноты (филировку, интонирование, вибрирование, угасание и прекращение), Браудо предложил называть муз. произношением в широком смысле слова, а круг явлений, связанный с переходом от одной звучащей ноты к следующей, включая прекращение звука до исчерпания длительности ноты, — произношением в узком смысле слова, или А. По Браудо, произношение — общее родовое понятие, одним из видов к-рого является А.

Литература: Браудо И., Артикуляция, Л., 1961; Keller H., Die musikalische Artikulation insbesondere bei J. S. Bach, в кн.: Verцffentlichungen des Musik-Instituts der Universitцt Tьbingen, H. 2, Stuttg., 1925; его же, Phrasierung und Artikulation. Ein Beitrag zu einer Sprachlehre der Musik, Kassel-Basel, 1955; Speer Kl., Die Artikulation in den Orgelwerken J. S. Bachs. в кн.: Bach-Jahrbuch, XLI. Jahrg., Lpz., 1954, S. 66-71; Die Bedeutung der Zeichen. Keil, Strich und Punkt bei Mozart, Fьnf Lцsungen einer Preisfrage, hrsg. von H. Albrecht, Musikwissenschaftliche Arbeiten, No 10, Kassel, 1957; Thoene W., Zur Frage der Artikulation im Cembalo- und Clavichordspiel, Festschrift K. G. Feilerer, Regensburg, 1962, S. 535 ff.

Л. А. Баренбойм.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. артикуляция — -и, ж. лингв. Работа органов речи, необходимая для произношения определенного звука речи, а также положение органов речи при произнесении того или иного звука речи. [лат. articulatio] Малый академический словарь
  2. Артикуляция — I Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю) в фонетике, совокупность работ отдельно произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Большая советская энциклопедия
  3. артикуляция — (лат. articulatio < articulare расчленять; членораздельно, ясно произносить) 1) работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для произнесения известного звука речи; 2) степень отчетливости произношения. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  4. артикуляция — (лат. articulatio от articulare — членораздельно выговаривать). Работа органов речи, направленная на производство звуков. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  5. артикуляция — I. АРТИКУЛЯЦИЯ I и, ж. articulation f. 1. анат. То место, где кости между собою связаны. Сими частьми живописец доказывает знание свое в рисунке и анатомии. 1776. Д. А. Голицин. // Каганович 311. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Артикуляция — АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.). Работа органов речи, нужная для произнесения известного звука. Н. Д. Словарь литературных терминов
  7. артикуляция — Артикул/я́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  8. артикуляция — орф. артикуляция, -и Орфографический словарь Лопатина
  9. АРТИКУЛЯЦИЯ — (от лат. articulo — членораздельно произношу) — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной... Большой психологический словарь
  10. Артикуляция — (лат. articulo, articulatum расчленять, членораздельно произносить) физиологический процесс формирования звуков речи. Медицинская энциклопедия
  11. артикуляция — АРТИКУЛЯЦИЯ -и; ж. [лат. articulatio]. Лингв. Работа или положение органов речи при произнесении звука, звуков. Сложная а. дифтонгов. Обучать правильной артикуляции. // Степень отчётливости произношения. С чёткой артикуляцией кто-л. ◁ Артикуляционный, -ая, -ое. А-ая база (органы речи). Толковый словарь Кузнецова
  12. артикуляция — артикуляция I ж. 1. Совокупность движений и положений органов речи — губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определённого языка (в лингвистике). 2. Степень чёткости произношения. II... Толковый словарь Ефремовой
  13. артикуляция — АРТИКУЛ’ЯЦИЯ, артикуляции, ·жен. (·лат. articulatio) (линг.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Толковый словарь Ушакова
  14. артикуляция — Артикуляции, ж. [латин. articulatio] (лингв.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Большой словарь иностранных слов
  15. АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ — в музыке — способ исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции — легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Большой энциклопедический словарь
  16. артикуляция — АРТИКУЛЯЦИЯ, и, ж. В языкознании: работа органов речи при произнесении звука. | прил. артикуляционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова