Айрленд Д.

(Ireland) Джон (13 VIII 1879, Инглвуд, Боуден, Чешир — 12 VI 1962, Уошингтон, Суссекс) — англ. композитор и педагог. В 1893-1901 учился у Ф. Клиффа и Ч. Станфорда (композиция) в Королев. муз. колледже в Лондоне; по окончании служил органистом собора в Челси (Лондон). В 1923-39 профессор композиции в Королев. муз. колледже (в числе его учеников — А. Буш, Б. Бриттен, Э. Моран).

В ранних произв. А. сказалось влияние И. Брамса, нем. романтич. школы, позднее — франц. импрессионистов и И. Ф. Стравинского. Стремясь к утверждению нац. муз. школы, А. развивал идеи "англ. муз. возрождения" (см. Английская музыка) и изучал нар. музыку Великобритании. Позднее пересмотрел свои эстетич. взгляды, уничтожил почти все ранние сочинения. Новый этап творчества начался с вок. цикла "Песни путника" ("Songs of a wayfarer", 1903-05) и трио-фантазии (Fantasy-Trio a-moll) для фп., скр. и влч. (1906). Лучшие произв. А. — в инстр. жанрах. Они отличаются эмоциональной насыщенностью, самобытностью, свежестью муз. языка и значит. композиторской техникой.

Сочинения: для орк. — прелюд Забытый обряд (The forgotten rite, 1913), симф. рапсодия Мей-Дан (Mai-Dun, 1920-21), увертюры — Лондонская (1936), Сатирикон (по Петронию, 1946), Пасторальное концертино (для струнных, 1939) и др.; концерт для фп. с орк. (1930), Легенда (1933); камерные ансамбли — 2 струн. квартета, 5 фп. трио, инстр. сонаты, в т. ч. соната-фантазия для кларнета и фп., (1943); св. 100 вок. произв., в т. ч. хоры; пьесы для органа, для фп. церк. соч., музыка к радиопост. и фильмам.

Литература: Hill R., John Ireland, в кн.: British music of our time, ed. by A. L. Bacharach, L., 1946, p. 99-112.

Г. М. Шнеерсон.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me