театр

Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI—XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в Успенском соборе в Кремле («Пещное действо», «Омовение ног»), на Красной площади («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи Руси с западноевропейскими странами вызвали интерес передовых людей к театру. В 1672 в Москве возник первый в России придворный театр: в летней резиденции царя Алексея Михайловича (в селе Преображенском) начали устраиваться спектакли, для которых была сооружена «Комедийная хоромина». Актёры (немецкие, а затем и «из русских ребят») занимались под руководством пастора И.Г. Грегори и др. Для зимних выступлений в 1673 оборудовали помещение в Кремле. Спектакли ставились преимущественно на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт (1676). При Петре I в Славяно-греко-латинской академии существовал школьный театр; с 1701 здесь показывали представления, рассказывающие в аллегорической форме о преобразовательной деятельности царя, подвигах и победах русской армии. В 1702 на Красной площади построили театральное здание («Комедийная храмина»), где выступала приглашённая из Германии труппа под руководством И.Х. Кунста. Театр был рассчитан на широкую публику, в нём ставились переводы пьес Мольера, П. Кальдерона и др. В 1706 театр был закрыт, но спектакли в Москве продолжали идти (гастроли иностранных трупп, любительские представления русских «охочих комедиантов»).

В 1757 при Московском университете был открыт Университетский театр. С 1759 до конца 1761 — начала 1762 его представления показывались на сцене Оперного дома Локателли у Красного пруда (ныне Каланчёвская площадь). С этого времени студенческая труппа становится профессиональной и даёт основание московскому театру (1760). В Университетском театре начали свою деятельность первые русские профессиональные актёры: Т.М. Троепольская, И.Ф. Лапин, А.М. Михайлова, И. Соколов и др. В 1766—69 антрепризу в Москве возглавил Н.С. Титов. С 1773 московский меценат князь П.В. Урусов и его компаньон с 1776 англичанин М. Медокс давали театральные представления в доме Воронцова на Знаменке (см. Знаменский театр). В феврале 1780 театр сгорел, вскоре Урусов вышел из антрепризы. В декабре 1780 Медокс открыл собственный театр (см. Петровский театр). В 1805 здание сгорело. Спектакли шли в специально выстроенном здании у Арбатских ворот (сгорело в 1812) и в других помещениях. Со второй половины XVIII в. большое распространение получили крепостные театры (Шереметевых в Кускове и Останкине, Юсуповых в Архангельском и др.).

В 1824 для драматической труппы был переоборудован дом купца Варгина, названный Малым театром. Среди московских актёров конца XVIII — начала XIX вв.: В.П. Померанцев, А.Г. Ожогин, Я.Е. Шушерин, Н.Ф. Калиграф, М.С. Синявская, П.А. Плавильщиков, С.Н. и Е.С. Сандуновы. В 1817 на московской сцене дебютировал П.С. Мочалов. В 1823 в труппу вошёл М.С. Щепкин — реформатор отечественного сценического искусства, первый исполнитель на московской сцене ролей Фамусова («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1831), Городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1836). В 1830—40-х гг. Малый театр, связанный с кружками В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, стал одним из главных очагов русской культуры. Новый этап в жизни московской труппы начался с появления в 1850-х гг. пьес А.Н. Островского, давшего русской сцене обширный реалистический национальный репертуар. Все свои пьесы Островский предназначал для Малого театра, активно участвовал в их постановке. На его драматургии сформировался талант актёра П.М. Садовского и других представителей этой прославленной московской театральной семьи. Среди актёров московской сцены второй половины XIX — начала XX вв. — Л.П. Косицкая, Г.Н. Федотова, С.В. Васильев, Н.М. Медведева, Н.А. Никулина, А.И. Южин. В 1870 в Малом театре в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Лессинга) дебютировала М.Н. Ермолова. За идейно значимый репертуар, высокую постановочную культуру спектакля боролся актёр и режиссёр А.П. Ленский. В созданном в 1898 Новом театре играли его ученики, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами Малого театра: В.О. Массалитинова, В.Н. Пашенная, В.Н. Рыжова, Е.Д. Турчанинова, А.А. Остужев и др. С конца 1860-х гг., вопреки монополии императорских театров, в Москве предпринимались попытки создания частных театров. В 1865—83 силами любителей и профессиональных актёров ставились спектакли московского Артистического кружка (в числе его руководителей — Островский, в числе участников — Садовские, П.А. Стрепетова). В 1872 работал Народный театр на Политехнической выставке (руководитель А.Ф. Федотов), в 1880—82 — театр А.А. Бренко (см. «Пушкинский театр»). В 1882, после отмены монополии императорских театров, антрепренёр Ф.Е. Корш открыл в Москве театр, собрав в труппе крупных мастеров сцены, игравших ранее преимущественно в провинции. В 1888 было основано «Общество искусства и литературы», где ставил спектакли молодой К.С. Станиславский. В 1898 Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный театр (МХТ), сыгравший огромную роль в развитии русского и мирового сценического искусства. Творческая программа МХТ отвечала задаче создания общедоступного демократического театра. Здесь была произведена коренная реформа театрального искусства, складывалась система Станиславского. Подлинное рождение МХТ связано с постановкой пьес А.П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904), М. Горького («На дне», «Мещане», обе — в 1902). Под руководством Станиславского и Немировича-Данченко в МХТ выросли крупнейшие актёры — И.М. Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, О.Л. Книппер-Чехова и др. В 1898—1902 в МХТ играл ученик Немировича-Данченко В.Э. Мейерхольд (Треплев, «Чайка», и др.). Стремление театральных деятелей найти новые пути развития сценического искусства вызвало появление ряда студий, театров. Для проведения экспериментальной работы по методу Станиславского, а также подготовки актёров в 1912 при МХТ были созданы студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1913 К.А. Марджанов создал «Свободный театр». В 1914 А.Я. Таиров вместе с группой молодых актёров (А.Г. Коонен и др.) организовал Камерный театр, в котором стремился к воспитанию актёра, владеющего всеми театральными жанрами — от трагедии до оперетты. В Москве проходили гастроли крупных петербургских и провинциальных артистов, мастеров западноевропейского театра (Э. Дузе, Сара Бернар, Т. Сальвини, Мейнингенский театр и др.). Для гастролей на Большой Никитской улице был выстроен Интернациональный театр, или театр «Парадиз».

В 1918 частные театры были национализированы, вскоре все театры были переданы в ведение Наркомпроса. Заведующим Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса в 1920 стал Мейерхольд, возглавлявший «левый фронт» искусства и выдвинувший программу «Театрального Октября». Сценическое выражение она получила в деятельности 1-го Театра РСФСР, основанного и возглавляемого Мейерхольдом. Театр не только ставил новые пьесы, спектакли-митинги («Зори» Э. Верхарна, 1920), но и стремился насыщать актуально-политическими, в том числе и острозлободневными, темами произведения классической драматургии. В спектаклях театра использовались разнообразные выразительные средства, приёмы сценической условности, гротеска и эксцентрики. Важное значение в этот период имела деятельность Е.Б. Вахтангова, с 1919 возглавлявшего режиссёрскую секцию ТЕО Наркомпроса. Вахтанговское понимание театральности как современного отношения художника к изображаемой действительности, сочетание в сценическом образе острой яркой внешней формы со значительным внутренним содержанием, психологической наполненностью стало одним из основных принципов театра последующих лет. В Москве возникло много новых театральных коллективов: Театр РСФСР 1-й (1920, с 1923 Театр имени Вс. Мейерхольда), 3-я Студия МХТ (1920, с 1921 театр «3-я Студия МХТ», впоследствии Театр имени Евг. Вахтангова), Театр для детей (1921, с 1936 Центральный детский театр, ныне Российский молодёжный театр), Театр Революции (1922, ныне Театр имени Вл. Маяковского), Театр имени МГСПС (1923, ныне Театр имени Моссовета), МХАТ 2-й (1924, на основе 1-й Студии МХТ), Театр юного зрителя (1927), Театр сатиры (1924), ТРАМ (1927, впоследствии Театр имени Ленинского комсомола, ныне «Ленком»), Центральный театр Красной Армии (1929, с 1951 Центральный театр Советской Армии, ныне Центральный театр Российской Армии), Центральный театр кукол (1931, ныне Центральный театр кукол имени С.В. Образцова), Оперно-драматическая студия К.С. Станиславского (1935, с 1943 Оперно-драматический театр, с 1948 Драматический театр имени К.С. Станиславского) и др. В 1920 в Москву был переведён созданный в 1919 в Петрограде Государственный еврейский театр (ГОСЕТ, см. Московский еврейский театр).

В спектаклях 1920—30-х гг. политическая тенденциозность часто сочеталась с глубоким психологизмом, правдивостью, ёмкостью характеров. Тема революции и Гражданской войны по-разному раскрывалась в спектаклях режиссёров Е.О. Любимова-Ланского («Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, 1925, Театр имени МГСПС), А.Д. Попова («Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина, 1925, Театр имени Евг. Вахтангова; «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, 1934, Центральный театр Красной Армии), И.С. Платона и Л.М. Прозоровского («Любовь Яровая» К.А. Тренёва, 1926, Малый театр, в главной роли В.Н. Пашенная), в спектаклях МХАТа, осуществлённых И.Я. Судаковым под руководством Станиславского («Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927), в Камерном театре («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1933, режиссёр Таиров, в главной роли Коонен). Стремление сочетать яркую зрелищность и сатирическую остроту проявилось в работах Мейерхольда: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского. Интересные и плодотворные поиски велись в области интерпретации классики, в которых участвовали Вахтангов («Свадьба» по Чехову, 1920, 3-я Студия МХТ), Станиславский («Ревизор» Гоголя, 1921, МХАТ), Таиров («Федра» Расина, 1922, Камерный театр), Мейерхольд (пьесы Островского «Доходное место», 1923, Театр Революции, в главной роли М.И. Бабанова; «Лес», 1924, Театр имени Мейерхольда). Торжеством реалистических принципов режиссуры были спектакли МХАТа: «Горячее сердце» Островского (1926, в главных ролях М.М. Тарханов, И.М. Москвин, Б.Г. Добронравов, Ф.Г. Шевченко) и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927, в главных ролях О.Н. Андровская, Н.П. Баталов), поставленные Станиславским; «Воскресение» (1930, в главных ролях Качалов, К.Н. Еланская, Книппер-Чехова, В.Л. Ершов) и «Анна Каренина» по Л.Н. Толстому (1937, в главных ролях А.К. Тарасова, Н.П. Хмелёв), «Три сестры» Чехова (1940, в главных ролях Тарасова, Еланская, А.О. Степанова, Хмелёв, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов), осуществлённые Немировичем-Данченко. Среди лучших постановок классики: пьесы Островского в Малом театре; «Отелло» У. Шекспира и «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1935 и 1940, там же; в главных ролях Остужев); «Король Лир» Шекспира в Еврейском театре (1935, в главных ролях С.М. Михоэлс и В.Л. Зускин); «Укрощение строптивой» Шекспира в Центральном театре Красной Армии (1937, в главной роли Л.И. Добржанская); «Много шума из ничего» Шекспира в Театре имени Евг. Вахтангова (1936, в главных ролях Р.Н. Симонов и Ц.Л. Мансурова); «Нора» Г. Ибсена в Театре имени Ленинского комсомола (1939, в главной роли С.В. Гиацинтова); «Как вам это понравится» Шекспира в Театре имени Ермоловой (1940, в главных ролях В.С. Якут и Э.С. Кириллова); «Трактирщица» К. Гольдони в Театре имени Моссовета (1940, в главной роли В.П. Марецкая). Широко ставились пьесы М. Горького: «Егор Булычов и другие» в Театре имени Евг. Вахтангова (1932, в главной роли Б.В. Щукин), «Враги» в МХАТе (1935, в главных ролях Качалов, Книппер-Чехова, Тарханов, Хмелёв, Тарасова и др.), «Мещане» в Центральном театре Красной Армии (1935), «Дети солнца» в Театре имени Ермоловой (1937), «Варвары» в Малом театре (1941). В театрах Москвы в этот период плодотворно работали также и другие актёры разных поколений: в МХАТе — Леонидов, М.М. Яншин, М.Н. Кедров, В.Я. Станицын, М.И. Прудкин; в Малом театре — Южин, Массалитинова, Рыжова, Садовский, А.А. Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, М.М. Климов, Е.М. Шатрова, Е.Н. Гоголева, М.И. Царёв; раскрылись дарования Ф.Г. Раневской, И.В. Ильинского, Бабановой, Э.П. Гарина, Н.П. Охлопкова, Д.Н. Орлова, Щукина, Мансуровой, Марецкой, М.Ф. Астангова, М.И. Жарова, В.В. Ванина, Н.Д. Мордвинова, Р.Я. Плятта и др. Значительный вклад в театральное искусство Москвы внесли также актёры и режиссёры, подготовленные в студиях МХАТа, работавшие в различных коллективах столицы, среди них — Гиацинтова, И.Н. Берсенев, М.А. Чехов, А.Д. Дикий, Коонен, Ю.А. Завадский.

В годы Великой Отечественной войны многие театры Москвы были эвакуированы, из артистов сформированы фронтовые театры и концертные бригады.

В первые послевоенные годы событием стала осуществлённая Н.П. Охлопковым постановка героико-романтического спектакля «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, 1947, Московский театр драмы). В спектаклях Театра сатиры «Баня» (1953) и «Клоп» (1955), поставленных В.Н. Плучеком, получили второе рождение и обновление традиции политического театра Мейерхольда — Маяковского. Традиции Станиславского и Немировича-Данченко были по-новому осмыслены и развиты в работах А.В. Эфроса в Центральном детском театре (постановка пьес В.С. Розова и др.), позднее — в Театре имени Ленинского комсомола, Драматическом театре на Малой Бронной и др.; традиции О.Н. Ефремова — в театре «Современник» (открытом в 1957), позднее — во МХАТе. Значительные спектакли поставили Завадский («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1952, новая редакция — 1963, Театр имени Моссовета, в главной роли Мордвинов), Охлопков («Гамлет» Шекспира, 1954, Театр имени Вл. Маяковского), Б.И. Равенских («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, 1956, Малый театр, в роли Акима — Ильинский), Эфрос («В день свадьбы» Розова, 1964, Театр имени Ленинского комсомола), Е.Р. Симонов («Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, 1956, в главных ролях Р.Н. Симонов и Мансурова; «Иркутская история» А.Н. Арбузова, 1959, в главных ролях Ю.К. Борисова и М.А. Ульянов, Театр имени Евг. Вахтангова). В 1964 на базе Театра драмы и комедии (основан в 1946) возник Театр драмы и комедии на Таганке (см. Театр на Таганке), в труппу которого влились выпускники Театрального училища имени Б.В. Щукина, воспитанные Ю.П. Любимовым, возглавившим этот театр. Спектакли, поставленные Любимовым, отличаются публицистичностью, сатирической остротой: «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964), «Десять дней, которые потрясли мир» (по Дж. Риду, 1965), «Час пик» (по Е. Ставиньскому, 1969), «Гамлет» Шекспира, «А зори здесь тихие...» Б.Л. Васильева (оба — 1971), «Мастер и Маргарита» (по Булгакову, 1977), «Поэт Владимир Высоцкий» (1981; 1988).

Среди значительных московских спектаклей 1970-х — начала 80-х гг. также: «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973, в главных ролях Яншин, Андровская, Грибов, Прудкин, Станицын, МХАТ); «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова (1974, Театр имени Ермоловой). Неизменный интерес у московской публики вызывали спектакли Театра имени Ленинского комсомола, который с 1973 возглавил М.А. Захаров: «Тиль» Г.И. Горина (по Ш. де Костеру, 1974), «"Юнона" и "Авось"» (на стихи А.А. Вознесенского, музыка А.Л. Рыбникова, 1981), «Три девушки в голубом» Л.С. Петрушевской (1985). По-новому осмыслялась классика в спектаклях: «Женитьба» Гоголя, «Отелло» Шекспира и «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1975, 1976, 1977) в Театре на Малой Бронной, «Вишнёвый сад» Чехова (1975; вторая редакция, 1985) в Театре на Таганке, «Тартюф» Мольера (1981) во МХАТе — все поставлены Эфросом; «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого в Малом театре (1973, режиссёр Равенских); «Иванов» Чехова в Театре имени Ленинского комсомола (1975, в главной роли Е.П. Леонов); «Ричард III» Шекспира в Театре имени Евг. Вахтангова (1976, в главной роли Ульянов) и др.

Со второй половины 1980-х гг. начался новый период в театральной жизни. Отмена цензуры, партийно-чиновничьего диктата способствовали оживлению искусства театра, свободным поискам в области средств сценической выразительности, расширению репертуара, появлению новых жанров. Огромное развитие получило студийное движение. На основе студий возник ряд новых театров: Театр-студия под руководством О.П. Табакова, Театр на Красной Пресне «Около дома Станиславского» (под руководством В.С. Спесивцева, затем Ю.Н. Погребничко), Театр на Юго-Западе (под руководством В.Р. Беляковича), Театр-студия «Человек» (под руководством Л.Р. Рошкован), Театр «У Никитских ворот» (под руководством М.Г. Розовского). Значительный интерес представляют также «Культурный центр. Театр Романа Виктюка», театры «Сатирикон» (под руководством К.А. Райкина), «Школа драматического искусства» (под руководством А.А. Васильева), «Мастерская Петра Фоменко», «Школа современной пьесы» (под руководством И.Л. Райхельгауза), «Вернисаж» (под руководством В.В. Лепко и Ю.В. Непомнящего), «Русский глобус» (под руководством А.В. Яцко, ставит пьесы Шекспира), Театр на Покровке (под руководством С.Н. Арцибашева), театр «Сфера» (под руководством Е.И. Еланской), театр «Улисс» (под руководством М.Д. Мокеева), Театр Филиппенко, еврейский театр «Шалом», Московский театр «Эрмитаж». Постановки этих театров отличаются смелостью творческих поисков, разнообразием жанров и репертуара, стремлением к созданию ярких нетрадиционных форм спектакля. В них ставятся произведения Булгакова («Театральный роман», 1987, театр «Сфера»; «Мастер и Маргарита», 1993, Театр на Юго-Западе), Вампилова («Утиная охота», 1995, Театр «У Никитских ворот»), С.И. Злотникова («Пришёл мужчина к женщине», 1990, Театр «Школа современной пьесы»), Э. Ионеско («Стулья», 1994, там же), И. Бергмана («Играем Бергмана» по «Сценам из супружеской жизни», 1989, театр «Вернисаж») и др. Большое место занимает классический репертуар: произведения Гоголя (вся его драматургия поставлена в Театре на Юго-Западе; «Ревизор», 1990, Театр-студия О. Табакова; 1993, Театр на Покровке), Чехова («Три сестры», 1990, Театр на Красной Пресне; 1991, Театр на Покровке; «Дядя Ваня», 1993, Театр «У Никитских ворот»), Островского («Лес», 1988, Театр на Красной Пресне; «Волки и овцы», 1992, «Мастерская Петра Фоменко»), Ф.М. Достоевского («Бесы», 1988, «Школа драматического искусства»), Горького («Последние», 1995, Театр-студия О. Табакова) и др.

Стремление к независимости и самостоятельным художественным поискам, идейно-творческое размежевание привели к разделению трупп некоторых театров: в 1987 МХАТ на МХАТ имени А.П. Чехова (с 1989) под руководством Ефремова и МХАТ имени М. Горького под руководством Т.В. Дорониной; в 1990 Театр имени М.Н. Ермоловой на Театр имени М.Н. Ермоловой под руководством В.А. Андреева и Театральный центр имени М.Н. Ермоловой под руководством В.В. Фокина, с 1993 А.А. Левинского; в 1993 Театр на Таганке на Московский театр на Таганке под руководством Любимова и «Содружество актёров Таганки» под руководством Н.Н. Губенко. Среди лучших спектаклей конца 80-х — 90-х гг.: «Мизантроп» Мольера (1986, Театр на Малой Бронной), «Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему и «Чайка» Чехова (1989, 1994, театр «Ленком»), «Крутой маршрут» (по Е.С. Гинзбург, 1989, театр «Современник»), «Таланты и поклонники» Островского (1995, Малый театр), «Без вины виноватые» Островского (1993, Театр имени Евг. Вахтангова), «Собачье сердце» (по Булгакову, 1987, Театр юного зрителя), «Укрощение строптивой» Шекспира (1994, Театр сатиры), «Жертва века» (по «Последней жертве» Островского, 1994, Театр имени Вл. Маяковского), «Свадьба» и «Юбилей» (по Чехову, 1994, Театральный центр имени М.Н. Ермоловой).

В театрах Москвы раскрылись дарования таких актёров, как И.М. Смоктуновский, Е.А. Евстигнеев, Леонов, Ульянов, Ю.В. Яковлев, А.А. Попов, Борисова, А.А. Калягин, А.Д. Папанов, О.П. Табаков, А.А. Миронов, В.С. Высоцкий, О.Е. Меньшиков, О.М. Яковлева, Л.К. Дуров, М.М. Козаков, В.И. Гафт, А.А. Вертинская, С.А. Любшин, А.С. Демидова, И.М. Чурикова, А.И. Дмитриева, М.М. Неёлова, Н.Г. Гундарева, С.В. Немоляева, О.И. Янковский, Л.В. Максакова, А.Г. Абдулов, В.С. Золотухин и др.

В Москву в 1917 из Петрограда было переведено Всероссийское театральное общество (ВТО). До 1964 его бессменным руководителем была А.А. Яблочкина, затем М.И. Царёв. В 1986 ВТО преобразовано в Союз театральных деятелей СССР (ныне Российской Федерации), возглавленный М.А. Ульяновым, с 1996 — А.А. Калягиным. С 1937 в Москве работает Дом актёра.

Подготовку актёрских и режиссёрских кадров ведут в Москве Российская академия театрального искусства (создана в 1991 на основе ГИТИСа), Школа-студия МХАТа имени Вл.И. Немировича-Данченко, Театральное училище имени М.С. Щепкина, Театральное училище имени Б.В. Щукина. Издаются журналы «Театр» (с 1937), «Театральная жизнь» (с 1958), «Московский наблюдатель» (с 1991).

Литература: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1—3, М., 1954—61; История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71; История русского драматического театра, т. 1—7, М., 1977—87; История русского дореволюционного драматического театра, М., 1989.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Театр — Театроведение, театр Словарь аббревиатур
  2. Театр — I Теа́тр (от греч. théatron — место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. — форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок... Большая советская энциклопедия
  3. театр — -а, м. 1. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. История русского театра. Драматический театр. Оперный театр. Малый академический словарь
  4. театр — орф. театр, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. театр — Теа́тр/. Морфемно-орфографический словарь
  6. театр — : в театре и на театре (работать), См. в — на, п. 2в. Управление в русском языке
  7. театр — I. ТЕАТР а, м. théâtre, нем. Theater, лат. theatrum <�гр. theatron место для зрелищ, зрелище. 1. Помост, театральные подмостки, сцена. Словарь галлицизмов русского языка
  8. театр — • крупный ~ • настоящий ~ Словарь русской идиоматики
  9. Театр — (англ. theatre), имелся почти в каждом греческом и римском городе. Обычно Т. придавали полукруглую форму, сцена находилась на вытянутой стороне, а ярусы сидений, вырезанные в склоне холма или построенные искусственно, — на изогнутой. Археологический словарь
  10. театр — Подмостки, сцена, эстрада, балаган см. >> здание, место Словарь синонимов Абрамова
  11. Театр — • Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатирических драм и комедий, но служил первоначально местом действия всех торжеств, относившихся к культу Диониса... Словарь классических древностей
  12. Театр — (от греч. thйatron — место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Художественная энциклопедия
  13. театр — сущ., м., употр. часто (нет) чего? театра, чему? театру, (вижу) что? театр, чем? театром, о чём? о театре; мн. что? театры, (нет) чего? театров, чему? театрам, (вижу) что? театры, чем? театрами, о чём? о театрах... Толковый словарь Дмитриева
  14. театр — Заимств. в Петровскую эпоху из франц. яз., где théâtre < греч. theatron «театр». Этимологический словарь Шанского
  15. Театр — (от греч. teatron — место для зрелищ, зрелище) тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в 6 в. до н.э. в Древней Греции. Архитектурный словарь
  16. театр — ТЕАТР -а; м. [от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище] 1. Род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления, осуществляемого актёрами перед зрителями. Реалистический, формалистический... Толковый словарь Кузнецова
  17. театр — 1. ТЕАТР1, а, м. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т. Толковый словарь Ожегова
  18. театр — Заимствование из французского, где theatre через латинское посредство (theatram) восходит к греческому theatron. Этимологический словарь Крылова
  19. Театр — (греч. theatron – место для зрелищ) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Возник в Древней Греции. Словарь по культурологии
  20. театр — Театра, м. [греч. theatron]. 1. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего-н. в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. 2. Помещение, здание, в к-ром устраиваются представления, спектакли. 3. Представление, спектакль (устар.). Большой словарь иностранных слов
  21. ТЕАТР — ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Большой энциклопедический словарь
  22. театр — театр I м. 1. Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления. 2. устар. Представление, спектакль. 3. устар. Подмостки, сцена. Толковый словарь Ефремовой
  23. театр — теа́тр род. п.-а, начиная с Петра I; см. Смирнов 288, также феатр; см. Радищев 169, народн. кия́тр. Через франц. théâtrе от лат. theātrum из греч. θέατρον или непосредственно из последнего; театра́льный – из франц. théâtral – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  24. театр — ТЕ’АТР, театра, ·муж. (·греч. theatron). 1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего-нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка и театр — самые сильные его увлечения. Толковый словарь Ушакова
  25. Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) — как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона