московское барокко

Стилевое направление в архитектуре Москвы и Подмосковья конца XVII — начала XVIII вв. Для стройных, часто центричных по композиции и многоярусных церквей (Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Церковь Воскресения в Кадашах, Церковь Покрова в Филях, Церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.), гражданских и жилых построек (Сухарева башня, палаты Троекуровых и др.) в стиле московского барокко характерны логичность в соотношении масс, пышность белокаменного декора, в котором своеобразно интерпретированы орнаментальные и ордерные элементы западноевропейского барокко — картуши, «разорванные» фронтоны, колонки и пилястры с растительными капителями и т.п. Поскольку многие подобные церкви строились в имениях бояр Нарышкиных, московское барокко называют также нарышкинским барокко или «нарышкинским стилем». См. также барокко

Литература: Ильин М.А., К вопросу о природе архитектурного убранства московского барокко, в сборнике: Древнерусское искусство. XVII в., М., 1964.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me