Щусев Алексей Викторович

(1873, Кишинёв — 1949, Москва), архитектор, теоретик и историк архитектуры, педагог, реставратор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943). Учился в петербургской Академии художеств (1891—97) у Л.И. Бенуа и И.Е. Репина. С 1910 академик архитектуры. С 1913 в Москве. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913—18), Вхутемасе (1918—24), Московском архитектурном институте (1948). В 1919—29 председатель Московского архитектурного общества, в 1926—29 директор Третьяковской галереи, в 1932—37 главный архитектор 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета. Организатор и первый директор Музея русской архитектуры (ныне Музей архитектуры имени Щусева). Первые значительные постройки Щусева выполнены в неорусском стиле и отличаются разнообразием, живописной выразительностью облика (Марфо-Мариинская обитель, Казанский вокзал). В проектах 1910-х гг. обратился к формам неоклассицизма (Коммерческий институт на улице Зацепе, 1914). Активно участвовал в разработке плана «Новая Москва», был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922—23). В 20-х гг. отказался в большинстве построек от использования исторических стилей; в здании клуба имени Октябрьской революции на Комсомольской площади (1925; ныне Центральный дом культуры железнодорожников) ради достижения художественного единства с ансамблем Казанского вокзала сохранены лишь общие фактурно-цветовые принципы — использованы кирпич и белый камень в отделке стены, основное же внимание уделено техническому совершенствованию конструкций. Многие здания и проекты этого периода выполнены в духе конструктивизма, отличаются выразительной динамикой и пропорциональной соразмерностью форм: конкурсные проекты Дворца труда в Охотном ряду (1922—23), Центрального телеграфа на Тверской улице (1926), здание Механического института на Триумфальной площади (1930—34). Особое место в творчестве Щусева занимает Мавзолей В.И. Ленина (1924, в дереве; 1929—34, в камне). В 30-х гг. активно выступал за освоение архитектурного наследия и использовал его, сообразуясь с особенностями и масштабами техники железобетонного строительства, сочетал обобщённую монументальность форм многоэтажного здания с тщательной проработкой деталей архитектурного декора и отделки: гостиница «Москва», жилые дома в Брюсовом переулке (1933—36), на Большой Калужской улице (1938—39), здание НКВД на Лубянской площади (1940—47). Разрабатывал многочисленные проекты, предусматривавшие художественную целостность восприятия городской среды: перепланировка Ленинградского шоссе (1933—34), реконструкция Охотного ряда, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади (1934), проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, осуществлённый частично в 1934—35, планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, Замоскворецкой части Садового кольца, реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей (1939—40), проект планировки и застройки Лубянской площади (1944—45). Выстроил ряд мостов, которым придавал градостроительное значение (Большой Каменный мост, Москворецкий мост, Чугунный мост через Обводной канал, 1935—37). С 1938 возглавлял архитектурную мастерскую «Академпроект», создал масштабные проекты комплекса Академии наук в Черёмушках (1935), главного здания АН на Крымской набережной (1947), возвёл Институт генетики на Калужском шоссе (1938—39); в 1946—47 руководил проектированием ряда однотипных научно-исследовательских институтов (в том числе Института органической химии, Физического института, Института металлургии, выстроенных в 1951 на Калужском шоссе). Спроектировал перронный зал станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии (1945—49; выстроена в 1952 В.Д. Кокориным при участии художника П.Д. Корина). Своими постройками и проектами Щусев оказал значительное влияние на формирование облика Москвы, был одним из инициаторов строительства высотных зданий. Автор свыше 200 научных работ и статей, затрагивающих широкий круг проблем, в том числе застройки Москвы. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно). Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие — архитектор Е.Г. Розанова, скульптор С.Т. Конёнков). В 1949—92 именем Щусева называлась улица (Гранатный переулок), где в 1980 установлен бюст зодчего (архитектор Б.И. Тхор, скульптор И.М. Рукавишников). На доме, где в 1939—49 жил Щусев (Большая Калужская улица, ныне Ленинский проспект, 13), — мемориальная доска.

Литература: Афанасьев К.Н., А.В. Щусев, М., 1978: Журавлёв А.М., А. Щусев, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Т.А. Гатова.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЩУСЕВ Алексей Викторович — ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) — российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал, 1914-26, 1941) — к классическому наследию. По проекту Щусева построены Мавзолей В. Большой энциклопедический словарь
  2. Щусев Алексей Викторович — (1873-1949), советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930), действительный член АН СССР (1943). Учился в петербургской АХ (1891-97) у Л. Н. Бенуа, И. Е. Репина. Преподавал в СВХПУ (1913-18), московском Вхутемасе (1918-24), МАРХИ (1948-49). Художественная энциклопедия