Церковь Воскресения в Кадашах

(2-й Кадашевский переулок, 7). Построена в Кадашевской слободе в 1687—1713 на средства купцов Кондратия и Лонгина Добрыниных; частично сохранились подклет и фрагменты стен предшествующего храма, сооружённого в 1657. Автором постройки предположительно считается кадашевец — зодчий и колоколенных дел мастер Сергей Турчанинов. Архитектура церкви сочетает традиционные для XVII в. черты посадского строительства с развитыми формами московского барокко. Первоначальная осевая композиция здания, поднятого на высоком подклете (здесь находилась тёплая церковь Успения), состояла из двухсветного пятиглавого четверика собственно храма с трёхчастной апсидой и трапезной, окружённых галереей с гульбищем в верхнем ярусе. В 1695 с запада была пристроена высокая, стройная колокольня, выделяющаяся среди аналогичных сооружений ярусным построением венчающего её шатра. Яркой индивидуальной особенностью церкви является завершение четверика храма не традиционной «горкой» кокошников, а ступенчатым аттиком, украшенным рядами белокаменных «гребней» с волютами и раковинами, зрительно осуществляющим переход к изящному, плотно сдвинутому пятиглавию. Мотив «гребня» в различных вариациях повторен в обрамлениях колончатых оконных наличников и замечательных резных порталов верхнего храма. Алтарь церкви ремонтировался в 1740—50-х гг. (от этого времени сохранилось несколько барочных, с «ушами», наличников в нижней церкви), затем был частично переложен в 1802, при этом на новые апсиды верх. храма, получившие подковообразную форму в плане, перенесли первоначальные белокаменные наличники. Позднее, около 1807, высокие открытые лестницы, располагавшиеся с северной и южной сторон колокольни, были заменены двухэтажными крытыми папертями, выстроенными в неоготических формах. Их приземистые, укрупнённые объёмы, покрытые полусферическими крышами, мало сочетаются с изысканно-хрупкой архитектурой церкви. В 1860 по проекту Н.И. Козловского галереи, окружавшие церковь, были перестроены, нижний этаж расширен (здесь разместились приделы Тихвинской Богоматери и Николая Чудотворца), получив декоративное оформление («гребни», размещённые по верху стен; пучки угловых полуколонок и колончатые наличники на окнах), воспроизводящее в упрощённой и суховатой трактовке формы первоначального убранства здания. В интерьере сохранилась настенная живопись середины XIX в. Ограда рядом с церковью (с северной стороны) сооружена около 1880. Расположенная на участке, ограниченном 1-м и 2-м Кадашевскими переулками, церковь является важнейшей архитектурной доминантой в панораме Замоскворечья. Была закрыта в 1934. Реставрирована в 1970-х гг. Изъятые из церкви иконы — Боголюбская Богоматерь (1689) и Спас Вседержитель (1690) — хранятся в Государственной Третьяковской галерее. В настоящее время в здании размещается Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Литература: Алферова Г.В., Памятник русского зодчества в Кадашах, М., 1974.

П.Н. Шармин.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me